Презентация на тему: Формирование метапредметных УУД (универсальных учебных действий) на уроках и внеурочной деятельности


Подготовила заместитель директора по УВР Соколова Н.Ф.МБОУ Наумовской ООШ Пролетарского района Ростовской области2016годФормирование метапредметных УУД (универсальных учебных действий) на уроках и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время ограничен и целостен. Чтобы понимать его недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в вузах. А всё потому, что мы в школе изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя между ними никакой связи. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование и к метапредметным результатам обучения.Сегодня понятие «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретает особую популярность. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО, ООО, ОСО. Проблемы в обучении и воспитании тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;резко выросла информированность детей: сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение;для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов; категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается. Роль учителя в переходе школы на работу по новым образовательным стандартамОбразовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Формирование универсальных учебных действий Формирование универсальных учебных действийФункции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Формирование универсальных учебных действий (УУД)Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия. Формирование универсальных учебных действий (УУД)Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности. Формирование универсальных учебных действий (УУД)Учитель находит способ увлечь детей знаниями.Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках.Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.Учитель строит урок в деятельностной парадигме.Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ. Русский языкЛичностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУДМаша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?Соотнесите предметы и звуковые модели слов.В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? Окружающий мирЛичностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУДИзучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. Литературное чтениеЛичностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУДКак бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?Как нужно было ухаживать за репкой? Почему репка выросла большая – пребольшая?Сочини продолжение сказки с друзьями. Изобразительное искусствоЛичностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУДКакой цвет является твоим любимым и почему?В какой последовательности будет выполнен портрет?С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школыЛичностные:Развитие личности.Ребенок понимает смысл понятия «семья».Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм.Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение. Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школыКоммуникативные:Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.Имеет первоначальные навыки работы в группе.Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).Проявляет широкую любознательность.Умеет задавать учебные вопросы.Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.Способен договариваться, учитывать интересы других.Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою. Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школыПознавательные:ОбщеучебныеВыделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя и самостоятельно.Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя и самостоятельно.Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирует знания.Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты. Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школыРегулятивныеУмеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности.Принимает и сохраняет учебную задачу.Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Умеет составлять план и определять последовательность действий. Памятка для учителяпо формированию и развитию универсальных учебных действий-Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.-Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.-Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМО:Создать атмосферу успеха.Помогать ребёнку учиться легко.Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.Не скупиться на поощрения и похвалу.Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка. Портрет выпускника начальной школы Формирование УУД в основной школеИсходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Формирование УУД в основной школеРазвитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:• средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;• инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности путём моделирования работынаучных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности; средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности Формирование УУД в основной школеСреди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);• ситуация-иллюстрация — визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения;• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (описание ситуации и ее решение). Формирование УУД в основной школеОдним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Итогами этой деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Формирование УУД в основной школеФормы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Формирование УУД в основной школеФормы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:• исследовательская практика обучающихся;• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др;• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах и т.д. Формирование УУД в основной школеНа ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Формирования УУД во внеурочной учебной деятельностиВоспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе. Формирования УУД во внеурочной учебной деятельностиВиды и направления внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть определена в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир. Портрет выпускника основной школы Внеурочная деятельностьВнеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельностьВнеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Основные направления внеурочной деятельности1.Общекультурное направление2.Спортивно-оздоровительное направление3.Духовно-нравственное направление4. Исследовательская деятельность5. Общеинтеллектуальное направление Внеурочная деятельностьЦель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.Задачи внеурочной деятельности:         организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, ЦДТ, библиотеками, семьями учащихся;         формировать навыки позитивного общения;         развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;         воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;         развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).  Принципы программы:включение учащихся в активную деятельность;доступность и наглядность;связь теории с практикой;учёт возрастных особенностей;сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Направления внеурочной деятельности1. Общекультурное: «Декоративное творчество»;«Сказки в театральной постановке».2. Исследовательская деятельность: «Юный исследователь».3. Спортивно-оздоровительное: - «Здоровейка». - «Первые шаги к здоровью». - «Детский фитнес». - «Если хочешь быть здоров».4. Духовно-нравственное: «Основы православной культуры».«Моя малая Родина».«Я - гражданин России».«Маленькие Россияне» .5. Общеинтеллектуальное: «Шахматы». Основные направления внеурочной деятельности в 5-6 классах1. Духовно-нравственное направление2. Исследовательская деятельность3. Общекультурное направление4. Социально-экологическое направление5. Спортивно-оздоровительное направление6. Гражданско-патриотическое направление Внеурочная деятельность в 5-6 классах- «Основы православной культуры»;- «Юный эколог»;- «Творческая мастерская»;- «Речь и этикет»;- «Зелёные друзья»;- «Модно в 21 веке быть здоровым человеком»;- «Что? Где? Когда?»;- «Мини-футбол»;- «Моя малая Родина»; Работа с одарёнными детьми Акция «Поговорим с ветераном» Экскурсия в г. Азов - Ростов Экскурсия в г. Волгоград Экскурсия в г. Новочеркасск Формирование универсальных учебных действий (УУД)ЗаключениеОдним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий. Я думаю, что на открытых уроках и внеурочных занятиях педагоги нашей школы продемонстрировали вам формирование УУД: личностных: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать на этот выбор;регулятивных: умения организовать свою деятельность;познавательных: умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;коммуникативных: умения общаться, взаимодействовать с людьми. Коллеги!Спасибо за внимание!Творческих успехов в работе!