Презентация по развитию связной речи Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники


Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники Детский сад № 208 ОАО «РЖД»Опыт работы воспитателяРоманенко Натальи Валерьевны Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию: ограниченность детского словаря; дети не владеют речевыми жанрами у многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих. Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка. Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.Актуальность Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники. Задачи:1. Способствовать развитию связной речи.2. Расширять и обогащать словарный запас детей.3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д.Ушинский Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации) Мнемотехника используется для решения следующих задач:развитие связной и диалогической речи у детей;развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;обучение детей правильному звукопроизношению;развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти. В дошкольной педагогике её называют по-разному: В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями. Т. В. Большева – коллажём. Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Основные элементы мнемотехники. Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания. Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения. Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) Составление описательного рассказа Расскажи про овощи и фрукты по схеме Рассказывание сказок по мнемотаблицам Мнемотаблицы при разучивании стихотворений Расскажи сказку, используя мнемоквадраты Составление рассказов по мнемодорожкам Проговаривание скороговорок,заучивание потешек. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Теперь мои воспитанники с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли. Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У младших дошкольников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире.Наши успехи и результаты Литература:Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62. Спасибо за внимание!