Презентация по развитию связной речи Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста


Презентация семинара «Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста»Подготовила: учитель-логопед ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о.Кинель СП детский сад «Сказка» Халиулина Р.А. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. В активации речи ведущими приемами признаются вопросы к детям и ответы.Обучению детей рассказыванию систематически и целенаправленно осуществляется только в старшем дошкольном возрасте, а возможности младших дошкольников в овладении элементами монологического высказывания недооцениваются. Развитие речи детей 3-го года жизни следует рассматривать, как подготовительный этап в овладении умением строить связное высказывание. Особенности речевого развития младших дошкольниковВысказывания короткиеОтличаются непоследова-тельностьюСостоят из фрагментов, логически не связанных между собойСодержат низкий уровень информиро-ванности Речевые задачи, влияющие на построение связного высказывания:Фонетическая сторона, лексическая сторона, грамматическая сторона. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Условия формирования связной речи{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Речевая сторона речиРечевые задачиЗначение для построения высказыванияФонети-ческаявоспитание интонационного чутья, дикции, темпа речиработа над интонационной выразительностью речи поможет избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, от оформления речи зависят эмоциональность и выразительность высказывания {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формирование словаряработа над смысловой стороной слова;расширение словаряразвивает правильность, точность, выразительность, формируется умение свободно выбирать языковые средства{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формирование словаряработа над смысловой стороной слова;расширение словаряразвивает правильность, точность, выразительность,формируется умение свободно выбирать языковые средства {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Грамматическая форма слова и предложенияформирование грамматического строя речи в тесной связи со словарной работой и развитием связной речиучатся правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падежеРабота над синтаксисомобучение правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в предложении{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Грамматическая форма слова и предложенияформирование грамматического строя речи в тесной связи со словарной работой и развитием связной речиучатся правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падежеРабота над синтаксисомобучение правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в предложении Необходимо учить детей способам создания разных типов текстов:Описательный иПовествовательный.В текстах должна соблюдаться общая структура, использоваться разнообразные средства связей между отдельными предложениями и между частями высказывания I этап обучения – подготовительный к описанию Привлекаем внимание к отдельным признакам предметов«Узнай по описа-нию»«Угадай, что за зверь»«Угадай игрушку»«У кого» Приучаем выделять объект , его признаки и называть их в играх«Что за предмет?»«Что за овощ?»«Что у кого?»«Скажи какой?»«Кто больше увидит и скажет про медвежон- ка?» На этапе обучения повествованиюФормирование умений видеть начало и конец действий, называть последовательность действийРаскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательностиПодбор глаголов, обозначающих характерные действия животных, глаголы одного семантического поляНазывание предшествующего и последующего события II этап обучения – подведение к составлению целостного описания и повествованияЦелостное описание – это описание, структурно оформленное, содержащее все основные структурные части: начало - называние объекта, середина – перечисление признаков, конец – общая оценка предмета, описания. Ведущим приемом обучения является совместное описание.Виды совместного описания: пофразовое описание, сопряженное описание, коллективное описание несколькими детьми.Эти же приемы используются и при описании предметных картинок. III этап – участие детей в составлении целостного повествованияНаиболее эффективной формой обучения являются игры-инсценировки с игрушками, инсценированные спектакли с участием детей, взрослых, игрушек-персонажей. Параллельно ведется работа по включению лексических упражнений подбор синонимов, грамматические упражнения на активацию глаголов, совершенствование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;по воспитанию звуковой культуры речи: формирование интонационного чутья,дикции, силы голоса;Индивидуальная работа по описанию игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослыми. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!