Презентация Использование метода проектов на уроках информатики


учитель математики и информатики МАОУ «СОШ№2»Заборской Ольги Николаевны “Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади” Джон. Герберт Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ». Из истории Метод проектов появился в Америке в начале XX века. В основе этого метода лежат идеи философа и педагога Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика.Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Проект – совместная учебно – познавательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Классификация проектов Признак Тип проекта Уровень творчества исполнительский конструктивный творческий Вид деятельности исследовательский творческий информационный игровой прикладной издательский сценарный Классификация проектов Признак Тип проекта Содержание монопредметный межпредметный надпредметный (внепрограммный) База выполнения школьный внешкольный международный Количественный состав учеников индивидуальный парный групповой Классификация проектов Признак Тип проекта Возрастной состав участников одновозрастной разновозрастной Продолжительность выполнения краткосрочный (один или несколько уроков) средней продолжительности (в течение изучения темы) долгосрочный (в течение одного года и более) Классификация проектов Признак Тип проекта Характер координации открытый скрытый Формы продуктов деятельности внешний (материальные продукты: отчет, презентация, выставка и т.д.) внутренний (продуктом являются личностные качества: знания, умения, способности, компетенции) Классификация проектов Признак Тип проекта Использование средств обучения традиционный (печатные, наглядные, технические) информационно-коммуникационный Включенность в тематический план текущий итоговый Любой проект это «пять П»:Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация.Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Этапы работы над проектом: Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе  Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Разработка проектного задания Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. 1.1. Выбор темы проекта Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.2. Выделение подтем в теме проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.3. Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды 1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность 3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся 4. Презентация Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). Докладывают о результатах своей работы 5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия Рефлексия Тема проекта: Я считаю, что …(мнение о проекте) Особенно удачным является…(достоинства, положительные моменты) Я посоветовал бы… Сложно было…(трудности, проблемы) Рефлексия Метод незаконченного предложенияРабота над проектом помогла …У меня появилось желание..Я бы хотел(а) еще раз услышать …Я бы изменил… Рефлексия Сиквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок участников обучения.В течение пяти минут каждый участник описывает свои текущие впечатления, ощущения по следующим правилам:Первая строка – одно имя существительноеВторая строка – два прилагательныхТретья строка – три глаголаЧетвертая строка – законченное предложениеПятая строка – итоговое слово Пример ПроектыИнтересные, творческиеДают, зажигают, заполняют головуУчиться – всегда пригодитсяУчеба Проектная деятельность «+»: •  приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской деятельности; •  развитие личностных качеств учащихся; •  расширение и углубление знаний по основным содержательным линиям базового курса информатики; •  совершенствование учебных компетенций; •  формирование навыков коллективной деятельности учащихся; •  умение аргументировано отстаивать свою точку зрения; •  усвоение учебного материала в соответствии с содержанием образования; •  умение представить полученные результаты в наглядной форме; •  способность рефлексивной оценки собственной деятельности. «-»: увеличение нагрузки на учителя; необходимость хорошего материально-технического оснащения компьютерных классов; увеличение финансовых затрат,(связанных с выходом в Интернет); попадание ученика в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические неполадки); психологические, коммуникативные проблемы; субъективность оценки. Проектная деятельность Проектная деятельность Возможности: раскрытие личностного потенциала учащихся, их способностей и задатков Угрозы: увеличение доли самостоятельной работы учащихся может снизить их познавательную активность Литература Антонова Е. Метод проектов в обучении математике //Математика, 2008, №13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2008Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47. Примеры работ Проект «Ваза с цветами»