Презентация : Актуализация знаний и создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе.


Актуализация знаний и создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе. Составитель: Верушкина Наталья ВалентиновнаУчитель начальных классов МАОУ СОШ№3, г.Гулькевичи Актуализация знаний и создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темысоздание проблемной ситуации:создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового учебного материала Приемы создания проблемной ситуации«Классические»«Сокращенные»1. Проблемная ситуация «с удивлением».2. Проблемная ситуация «с затруднением».1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.2. Подводящий к проблеме диалог.3. Подводящий от проблемы диалог.«Мотивирующие»1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».2. Демонстрация непонятных явлений.3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Урок русского языка.Напишите слова под диктовку: деревья съехал воробьи объявил - Сравним полученные результаты .Слова вы написали по-разному. Почему? Унас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ или Ь. Так чему будем учиться на уроке? Какова цель? Урок математикиЦель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.8-3+4=9. 8-3+4=1.– Что вы замечаете?– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.– Почему получились разные ответы?– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)– Как вы определите цель нашего урока?Пример приема «с удивлением» Пример приема «с затруднением» Перед учителем стоит задача создать ситуацию, в которой дети обнаружат неизвестное. Эта задача решается подбором задания с новым знанием.Уроки математики « Новая единица массы центнер и тонна. Преобразование величин» ; « Сравнение величин». 10кг 100г = ... г 3 см...9 см162кг 856г = ... г 4см…1см6000г = ... кг 1дм…10дм9576г = ... кг ... г 4дм…8дм56ц = ... кг 10дм …9смТема:  Сложение и вычитание с переходом через десяток.3+5= 7+3=2+7= 4+4=5+2= 7+6=– Почему вы не можете решить последний пример? (Мы не можем сложить, получается больше 10.) Чему будем учиться на уроке? Тема: «Умножение»Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.“В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?”2+2+2+2=8 (ч) !“На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?” (Приём – невыполнимое практическое задание).Окружающий мир. Тема: Кто такие звери и птицы. На доске: камбала, утка, ерш, синица, щука, медведь-Поместите в аквариум только рыб. Кто такие рыбы? Назовите основной признак рыб? Что оказалось лишним? Почему? А если они не рыбы, то кто? У нас получились разные мнения и сегодня попробуем ответить на этотвопрос. Какая же тема нашего урока? Русский язык. Тема: Знакомство со словами, отвечающими на вопрос какой?... Дом, вишнёвый, золотой, стол, лампа, большой, цветок, солёный-Разделите на две группы, обоснуйте свой выбор. На какой вопрос отвечают слова первого столбика?-Что скажите про слова второго столбика? Почему их объединили? На какой вопрос они отвечают? Так о чём же мы будем говорить на уроке?Урок русского языка .Тема “Одушевленные и неодушевленные имена существительные”.Машина, самолет, Маша, Жучка, Иртыш, Омск, лопата, Мурка, Москва.– Разделите слова на две группы. Почему так? (Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. )Почему? А по какому принципу еще можно разделить эти слова на две группы?(Возникает проблемная ситуация.)– На какой вопрос отвечают все эти слова. Так какая тема нашего урока? Урок русского языка.Тема: Действие и слово.Идёт стол мяч ручка поют собака летит бабочка .-На какие две группы их можно распределить? (Слова – предметы и слова – не предметы.)-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы? ( Кто? Что?)-Выпишите слова-предметы и подчеркните те, которые отвечают на вопрос кто?-Как Вы думаете, на какие вопросы отвечают слова второго столбика? (Создание проблемной ситуации). Что обозначают эти слова?Пример приема «побуждающего от проблемной ситуации диалога»Тема: Правила переноса Помогите составить предложение.солнца яркие цветы любят первые лучи весенниеЗапись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается) Что же делать? Варианты детей: Я-ркие ярки-е яр-кие ярк-ие (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) Литературное чтение. Тема: Как найти настоящих друзей»Ребята, пословицы «рассыпались», нужно их собрать Нет друга - ищи, а нашел – береги.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Для дружбы нет расстояний.  О чём эти пословицы?Какая тема их объединяет? Какие пословицы о дружбе вы знаете?С кем можно дружить?Зачем нужна человеку дружба?О чём мы будем говорить на уроке? Пример приема «подводящего диалога»Подводящий к теме диалог – цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы  Русский язык.Тема:«Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».мяч дочьшалаш печькамыш мышь Урок математики. Тема: «Уравнение»Что неправильно в моей задаче?  Исправьте задачу и решите:1) Купили 8 тарелок. За обедом 2 тарелки съели. Сколько оста­лось? 2) Наташа вырезала 9 квадратов. 4 квадрата она подарила Нине. - Какая схема подходит ко всем задачам? Почему? Составь равенство с «окошком».□ + 5 = 8- Какое число вставили в «окошко»? Почему?(Вставим 3, т.к. 8 – это 5 и 3)- Рассмотрите равенство:  а + 2 = 7- Сможете ли вы его решить?(Обсуждение проблемы). Урок математики.Тема: Числовой отрезок.– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.– Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.Пример мотивирующего приема «яркое пятно» Урок окружающий мирТема: Равновесие в природе.Сказка.-Жили растения и животные вместе дружно много лет. Но однажды нашли огромные весы, которые потерял человек, и стали взвешиваться, кого же больше? Как вы считаете, кто из них главнее и важнее на планете. Так и поссорились и разошлись в разные стороны. Что случилось дальше? Что мы должны сделать на уроке?(детьми выводится тема урока) А как нам всё это выяснить? Русский язык Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']". Какие звуки произносятся чаще? Лохматый лев увидел сон: Летит с горы на лыжах он. Луна и снег - быстрей, быстрей. Вот это лев - краса зверей.-Чаще слышатся звуки [л], [л']. Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. - Можно мне? - спросила мышка. - Что ты, ты еще малышка! Чаще слышатся звуки [м], [м'].- Так какая тема сегодняшнего урока? (Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']). Обучение грамоте.Гласные буквы и  согласные были очень дружны, но в один прекрасный день они поссорились. Гласные буквы  построили свой город  они там играли, пели. Согласные так же построили свой город  там находились и твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие. Они жили спокойно на разных берегах реки. Но в один день  река вышла из  берегов. И буквы  нуждающиеся в помощи  звали на помощь. Гласные буквы кричали "О,О,И,Е" а согласные кричали "П,М,Г,Т".  Ребята, что же делать? Как им помочь? Почему никто их не может услышать и понять? ( Нужно , чтобы они вместе были). Как это сделать?Так какая тема нашего урока?( Гласные и согласные) Урок математики.Тема: Правило проверки решения уравнения.- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:    2 + х = 6         2 + х = 6       2 + х = 6    х = 6 + 2         х = 6 – 2      х = 6 - 2   х = 8                х = 4             х = 3- Почему сразу не можем ответить? Что нужно сделать? (проверить)- Назовите тему урока. Что нужно сделать для этого? (составляется алгоритм). Пример мотивирующего приема «актуализация»