Укрепление психологического здоровья детей и подростков в образовательном учреждении Укрепление психологического здоровья детей и подростков в образовательном учреждении


Доклад написала: педагог-психолог Колымской НСОШ им.Н.И.ТавратаКотельникова Александра Михайловна Цель: Обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной среде.Задачи: Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде для всех участников (учащихся, педагогов, родителей)Обеспечение превентивных психолого-педагогических мер, направленных на профилактику отклоняющегося поведения (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) среди детей и подростков.Повышение качества образования;Формирование навыка здорового жизненного стиля средствами психологической культуры;Выборка: обучающиеся с 1 по 11 классы, воспитанники ДОУ Актуальность: Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Меняется время, меняются задачи модернизации школы, но одна проблема остается неизменной - охрана и укрепление здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Психолого-педагогическое сопровождение вносит свой значительный вклад в образовательную среду школы. Методологическую основу исследования составляют:- изучение и теоретический анализ психологической литературы по проблеме; - на констатирующем этапе: наблюдение за детьми; беседы с детьми, родителями, классным руководителем; а также ряд психодиагностических методик: Методика выявления школьной мотивации(Лусканова), методика Филлипса, опросник СПА К.ОсницкогоНовизна и практическая значимость: Проблема здоровья школьников сегодня актуальна как никогда. В практике школьного обучения основное внимание уделяется приобретению знаний и умений учащихся. Психологическое здоровье детей оказывается не столь значимым для учителей. Но я считаю, что связь между успешностью обучения и психологическим здоровьем ребёнка очень велика.  Психологическое здоровье – это необходимое условие полноценного развития ребенка. Психологическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути. Что необходимо делать, чтобы сохранить психологическое здоровье детей? Анализ результатов изучения уровня готовности к школе подготовительной группы 2014-2015 учебного года Анализ результатов готовности учащихся к школе показывает, что 20% учащихся абсолютно готовы к школе, у них сформированы основные предпосылки учебной деятельности: принятия учебной задачи, учебных действий, самоконтроля. 60 % первоклассников готовы относительно. 20% обучающихся нуждаются в контроле и помощи со стороны взрослых, так как показали низкий уровень школьной зрелости.  Результаты изучения школьной мотивации у учащихся 1 классов 2014-2015 учебного года. Класс Всего Высокая школьная мотивация Положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние атрибуты Положительное отношение к школе, но преобладанием игровой мотивации Негативизм, дезадаптация 1 14 учащихся 8 3 2 1 Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Ежегодно всю первую четверть и часть второй педагог-психолог работает с пятиклассниками. Анализирует результаты диагностики школьной тревожности учащихся 5-х классов по методике Филлипса и школьной мотивации, обращает внимание на предупреждение дезадаптации. Класс Охват учащихся Высокая школьная мотивация Положительное отношение к школе, но большей направленностью на внешние атрибуты Положительное отношение к школе, но преобладанием игровой мотивации Негативизм, дезадаптация 5 11 3 5 0 0 Изучение уровня адаптации учащихся 10 класса Класс Охват Адаптация Неполная адаптация Дезадаптация 10 8 6 2 0 Участники коллективного творческого дела «Гирлянда добрых дел». Так как психологическое здоровье наших учеников тесно связано с нашим здоровьем, я хочу дать несколько советов учителям. Возможно, вы прислушаетесь к ним:ешьте бананы (в них содержаться вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия);ешьте апельсины (стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу);ешьте шоколад (улучшает настроение, успокаивает нервную систему);улыбайтесь!!! (учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше);следить за своим здоровьем. Учитель – пример для подражания!В заключении, хочу вам пожелать, чтобы в сложной жизненной ситуации Вы активно действовали, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру. Будьте здоровы!