Мастер класс Реализация технологии ТРИЗ в преподавании технологии в школе.


ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИЯ"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер). 
 ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ  ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, разработана в СССР Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.
«УЧИСЬ МЫСЛИТЬ СМЕЛО!»   Целями ТРИЗ – технологии является ознакомление учащихся с приемами творческого воображения, развитие умения и навыка решения изобретательских задач.ТРИЗ позволяет разрешать противоречия, возникающие в любой области человеческой деятельности.
КОМПОНЕНТЫ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ   1. Решение открытых задач 2.  Формирование творческого воображения3. Преодоление психической инерции4. Развитие ассоциативного и системного мышления
ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ  1. Равенство ученика и учителя на уроке2. Уважение педагога к личности ребенка3. Право на ошибку, которое имеет каждый человек4. Учитель и ученик рука об руку идут по дороге знания и творчества5. Пример учителя – главный воспитатель для ребенка
приём «Отсроченная загадка» (начало урока) Загадка: Что общего между ёжиком и молоком? Тема: «Молоко и его свойства».Загадка: Как 2 литра молока поместить в литровую банку?Тема: «Кисломолочные продукты и блюда из них».
приём «Пинг-понг» (актуализация знаний)  Объект: Витамины Схема: название – источник – для чего необходим – свойства (отвечать одним словом)1 команда – даёт название – А2 команда – источник – МОРКОВЬ1 команда – для чего необходим - ЗРЕНИЕ 2 команда – свойства – ЖИРОРАСТВОРИМ, и даёт следующее название – В (всё повторяется)
приём «Мозговой штурм» (обсуждение, решение проблем)  АнаграммыЕтнхлогояи,оволико,лхпоко,рпжяа,рпдянееи,ктнаь,елн,туко,соонав,тоедкла,ктчасевто.Ребусы
приём «Ассоциативный ряд» (изучение нового материала) Для облегчения снятия мерок конструкторы определили на фигуре человека 6 горизонтальных линий. Для того, чтобы познакомиться с ними, я предлагаю вам представить, что вы стоите на берегу моря. ( уч-ся встают около своих мест) у самой кромки воды. Вода слегка касается наших ног. Эта линия называется линия низа. А теперь сделаем шаг и войдем в воду, теперь вода нам уже по колено. Эта линия называется линией колен. Делаем шаг, и вода скрывает наше тело по линии бедер. Ещё шаг, и вода уже по пояс, на линии талии. Делаем ещё шаг и вода уже по грудь, на линии груди. Смело делаем ещё шаг и вода закрыла плечи на линии шеи. Вам понравилась наша морская прогулка?
приём «Синквейн» (контроль знаний)  Синквейн - стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства.
приём - игра «Аукцион» (качественные ресурсы некачественных объектов). На «аукцион» выставляется пустая баночка из-под йогурта, бумажная салфетка. Присутствующие по очереди называют все ресурсы использования этих предметов.
 приём «Диктант значений» Определите по значениям слова:1. Позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности…2. Словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание…  
приём «Мозговой штурм» (обсуждение, решение проблем)  АнаграммыЕтнхлогояи,оволико,лхпоко,рпжяа,рпдянееи,ктнаь,елн,туко,соонав,тоедкла,ктчасевто.Ребусы
Приём “Рюкзак” (рефлексия) Каждый присутствующий не просто фиксирует что узнал или что понравилось (не понравилось), но и приводит конкретный пример.
 Любая интеллектуальная творческая деятельность рано или поздно приносит свои плоды – ребенок становится творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.