Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС. Проект «Осенины»


Осениныв 3 «Б» Гордеева Вера Васильевна МБОУ «Школа № 30» Балашиха 2014 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫТрадиционный быт русских всегда был неразрывно связан с мистическими представлениями о мире. Поэтому и народные праздники и обряды обычно совмещали в себе  мистическое и «практическое». Так, например, многие праздники были не только днями чествования небесных покровителей, но и поводом для уборки жилища, очищения тела и т.д. А на праздник Ивана Купалы женщины участвовали в ритуальном сборе трав, которые потом использовались для веников, метел, украшения жилища и в лекарственных целях.В ритуалах русских, принявших христианство, навсегда сохранились многие языческие обряды: крестьяне обращались к матери земле с просьбой об урожае,  просили духов зверей отвести от животных болезни и мор. У других народов встречаются похожие обряды, несмотря на то, что покровители у них с русскими разные. Это обусловлено тем, что, где бы люди ни жили и кому бы ни поклонялись, надежды и чаяния у них всегда были схожи: чтобы семья и близкие были здоровы, чтобы в доме всего было вдоволь, поля были плодоносными, а стада — тучными.Статьи о праздниках и ритуалах сгруппированы по временам года, ведь почти все обряды были связаны с хозяйственным (земледельческим, скотоводческим) календарем. В народных представлениях Воздвижение (конец сентября) связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся". К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу". Замирание жизни зверей и птиц также не оставалось без внимания крестьянина: "На Воздвиженье птица в отлет двинулась"; "В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу". Особо отмечалось замирание змей, которые забираются в норы: "Около Воздвиженья змеи цепенеют, перед зимней спячкой"; "Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают". В народе считалось, что они и другие пресмыкающиеся животные уходят в неведомые теплые страны, которые называют "ирьем" или "вырием": "На Воздвиженье птицы начинают улетать, а гадюки ползут на зиму в вырай", поэтому в лес в этот день ходить опасно. .К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна ("мяли куделю"). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца". С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками", "капустками", "капустницами", "капустенскими вечерами". Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц". Водились хороводы и пелись песни, частушки, осенние заклички, сказывались сказки. Докучная сказка В нашем классе 3 «Б» Имена, пожалуй, все.Есть три Даши, К ним три Маши Два АртёмаДва кириллаДва НикитыВлада два… Закружилась голова, Заплетается язык, Потому, что не привык к нашим редким именам: Устя, Мотя и Руслан… Здесь и Женя и АлинаИ , конечно же Данила,К ним Захарка и Антоша, Саша, Андрюша, СерёжаТри царевны: Анастасия, Елизавета , Екатерина, к ним рифмуется Полина. Самира, Марина и Мишутка.Вот и вся задача-шутка. Сосчитай поскорей, сколько в классе детей! Заклички на пятерочку:Как солнце красное встаёт,Пятёрочка в дневник идёт.Учись, предмет, легко на диво.Чтоб мама дома похвалила.На плечах твоих не репа,Это, братец, голова.И поэтому нелепоПолучать оценку «два».Стоит только поднажать,И в дневник получишь«пять» .Наши частушки со словарными словами:Громыхает кабинетЛестница шатается.Это тихий третий «Б»В гардероб спускается Ох, за партой я сижу, На девчонок не гляжу. Всё уроки я учу, А вдруг «пятёрку» получу Волшебные сказки .Спасибо за внимание! Народный дневник. Народные праздники и обычаи. / сост. Сахаров И.П. М.: Дружба. 1991. 224с.Поляк Н.Ф. Осенины. / Начальная школа. 2000. №7. с.124-127.· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев·учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»http://www.ethnomuseum.ru/russkie-narodnye-prazdniki-i-obryadyИспользованные ресурсы: