Урок русского языка на тему Знакомство с понятием сложные слова..


Русский язык, 3 класс Сложные слова и их правописание уроки № 36–37Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013 Звездопад. Прочитайте стихотворение. Попробуйте догадаться, как называется эта песня. Объясните, как вы рассуждали.Проверьте себя. С неба лиловые падают звёзды.Даже желанье придумать непросто.На небосклонах обычных квартирПусть загорится звезда Альтаир.Звездопад, звездопад.«Это к счастью», – друзья говорят… Определяем основной вопрос урока Какой корень в слове водопад?Может ли в слове быть два корня или всегда только один?Как это определить? Сколько здесь групп однокоренных слов?Запишите слова группами, выделите корень. Водитель, вода, водопад, упаду, падать, водичка. Определяем основной вопрос урока водаводичкаводопад упадупадатьводопад водитель Какие возникают вопросы?Сравните свои вопросы с авторскими. Сравните свой результат с работами одноклассников. Что вас удивило? Спишите. Выделите корни. Подберите однокоренные слова. Как удобнее их записать? Решаем проблему, открываем новые знания Поработайте в группах. Предложите свои версии. Обоснуйте их. Прочитайте. Определите, что обозначают эти слова. Как вы это определили? Садовод, луноход, волнорез, носорог, пустослов. волнорезволна резатьволнение порез носорог нос рогносовой рогатый Сравниваем свой вывод с авторским Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? Слова, у которых два корня, называются сложными. Звездопад, луноход. Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте. Объясните, что обозначают эти слова. Спишите. Выделите корни. мореходкамнепадпешеход водопаддолгоносикглазомер Понаблюдайте, какие буквы соединяют два корня в сложных словах. Подчеркните эти буквы. После каких букв пишется о, а после каких е? Твёрдые или мягкие согласные звуки обозначают эти буквы? Сравниваем свой вывод с авторским Как вы думаете, почему соединительные буквы получили такое название? В сложных словах есть соединительные буквы гласных, чаще всего это буквы о или е. Буква о пишется после букв твёрдых согласных, е – после букв мягких согласных. Водопад, камнепад.После букв ж и ш пишется е: пешеход.Буквы о и е в сложных словах – это орфограмма. Применяем новые знания. Развиваем умения 1.Читаю (произношу) слово.2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова. 3.Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или шипящий – е. Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах. 3. Пишу слово.4. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву.звездопад Применяем новые знания. Развиваем умения Пользуясь инструкцией, определите, какую букву надо писать на месте пропуска. Спишите. Обозначьте орфограмму. Вод _ лаз, мног_ летний, пут _ водитель, нос _ глотка, древн_ русский, мыш _ ловка. Водолаз, многолетний, путеводитель, носоглотка, древнерусский, мышеловка. Итог урока О каких словах вы узнали сегодня? Что такое сложные слова? Незнайка: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино: «Все длинные слова – это сложные слова». Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».