Исследовательско-творческий проект «Мое генеалогическое древо»


Исследовательско-творческий проект«Мое генеалогическое древо» АКТУАЛЬНОСТЬ Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множеств задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезногоСемейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли. ПРОБЛЕМА Не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Мало развито чувство гордости за свою семью. ГИПОТЕЗАЗнание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.  ЦЕЛЬ ПРОЕКТАРасширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 2. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности. 3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.   ВИД ПРОЕКТА Исследовательско – творческий ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ Краткосрочный (с 6 апреля по 17 апреля) АВТОР ПРОЕКТА Воспитатель высшей категорииДивина М.В. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Дети подготовительной группы д/с № 114 «Ласточка»,родители, воспитатель.   ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап: подготовительный (вхождение в тему) *Определение цели и задач проекта.*Сообщить родителям о предстоящей работе по теме «Мое генеалогическое древо».*Подбор познавательной, художественной литературы.*Составление конспектов занятий, бесед по познавательному развитию.*Подбор наглядной информации для родителей.  2 этап: основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми) Познавательная деятельность:*Дидактические игры «Дружная семья», «Большая семья», «Назови ласково», «Образуй отчество от имени папы».*Рассматривание фотографий «Профессии наших родителей».*Рассматривание репродукций картин по теме «Мать и дитя».*Решение нравственных задач «Кто прав?»; решение логических, проблемных задач.*Познавательные занятия «Как и почему появились у людей имена», «Мой дом, моя семья».Художественно продуктивная деятельность:*Рисование «Семейная фотография».*Ручной труд «Салфетки для праздничного стола» Коммуникация (развитие речи):*Чтение художественной литературы «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Синяя чашка» М. Матвеева, «Цветик- семицветик» В. Катаева, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Косточка» К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Похищенное имя» Т. А. Шорыгина.*Разъяснение пословиц о семье.*Беседы с детьми на тему: «Что в имени тебе моем?», «Что такое родословное древо», «Традиции моей семьи». *Рассказы детей о своей семье «Герб моей семьи», «Мое генеалогическое древо». Игровая деятельность:*Сюжетно-ролевые игры «Семейный праздник», «Семья».*Конструктивные игры «Дом моей мечты»  Сотрудничество с семьей:*Оформление папки-передвижки «Древо рода», «Как корабль назовешь, так он и поплывет».*Консультации для родителей «Куда пойти с ребенком в выходной день», «Роль отца в семье»; рекомендации для заботливых родителей; памятка «Советы по воспитанию внуков».*Совместное изготовление родителей и детей «Герб семьи», «Генеалогическое древо семьи».  3 этап: заключительный *Выставка детских рисунков «Семейная фотография».*Оформление альбомов «Профессии моих родителей», «Герб моей семьи».*Выставка и защита проектов детьми «Мое генеалогическое древо».*Обобщение материала по реализации проекта.    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ*Владеть понятиями «семья», «род», «родословная».*Знать о своей фамилии, традициях семьи, профессии родителей.*Уметь разбираться в родственных связях.*Воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи и проявлять заботу о родных людях. ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*Выставка детских рисунков «Фотография моей семьи»*Создание альбомов «Профессии моих родителей», «Герб моей семьи».*Выставка совместных работ родителей и детей «Мое генеалогическое древо». ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НОД Тема ЗадачиПознание(Ознакомление с окружающем)«Как и почему появились у людейимена»   «Традиции моей семьи»*Формировать у детей представление о появлении у людей имен и фамилий;*воспитывать уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени. *Расширять представления о семейном досуге;*познакомить с понятием «родослов- ная», с особенностями образования фамилии, имен и отчеств;*активизировать словарь (виды спорта, названия хобби)*воспитывать интерес к традициям своей семьи. Коммуникация(Развитие речи)«Что в имени тебемоем?»   «Моя семья – моегенеалогическое древо»*Формировать у ребенка позитивное отношение к своему «Я»;*познакомить детей с правами на имя, отчество и фамилию. *Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные; зна- ния о «генеалогическом древе»;*формировать представления о составе семьи;*активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо)*совершенствовать умение составлять рассказ о своей семье;*закрепить знание пословиц о семье;*упражнять детей в подборе прилага- тельных и глаголов;*развивать связную речь;*развивать познавательные интересы, логическое мышление;*воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Коммуникация(Литература)Чтение «Цветик-семицветик» В. Катаева.«Сыновья»В. Осеевой.*Учить детей осмысливать содержание прочитанного, выявлять нравственные качества героев произведения; учить рассуждать, высказывать свою точку зрения.Художественное творчество(Рисование)«Семейнаяфотография»*Закрепить умение рисовать человека, стараясь изобразить его как можно более похожим на члена своей семьи;*продолжать учить красиво распола- гать изображение на листе;*развивать творческие способности детей;*воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Ручной труд«Игольница для бабушки»*Сформировать желание порадовать поделкой своих бабушек;*развивать ручные умения, мелкую моторику;*воспитывать любовь к старшим. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская. Знакомим с окружающем миром детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 192с. 2.Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176с. 3.С.Козлова. «Мы имеем право!»: [учеб.- метод. Пособие для пед. колективов дет. дошк. учреждений]: Обруч, 2010. – 208с. 4.А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З.М. Поварченкова. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240с.