Система требований к современному уроку по ФГОС по обществознанию


Система требований к современному уроку по ФГОС по обществознаниюУчитель МБОУ ЦО «Альянс»Третьякова Г.Д. «Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится». В наше время, в век информационных технологий меняется подход к уроку.«Казалось дети больше получают информации, общения, а вот как добыть знания, как получить результат и умение использовать полученные знания – это требования к сегодняшнему уроку. Все мы работаем и тяготеем к традиционной форме проведения урока. Иногда привычка быстрее, проще, а иногда боимся чужого непонимания огромного количества инноваций. Есть свои плюсы и минусы.Плюсы:Даём знанияОрганизация урока проста и привычнаБольше говорит учительМинусыНадоедает одно и тоже, бесполезное повторение пройденногоОтсутствие интересаУчащиеся мало работают. Плохо анализируют и делают выводы.  Отличия{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяСообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и групповых форм работы на уроке. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.  Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:•        анализировать свои действия;•        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; •        отличаться мобильностью;•        быть способны к сотрудничеству;•        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Система требований к современному уроку  определяется: концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);•    направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;•    проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования;•    активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;•    построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).  Система требований к уроку включает: 1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач. 2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания. 3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. 4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока.  Требования к современному уроку:•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;•    вывод делают сами учащиеся;•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;•    времясбережение и здоровьесбережение;•    в центре внимания урока - дети;•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;•    планирование обратной связи;•     урок должен быть добрым. Правила на каждый день, которые помогут учителю: - Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; - Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая: •    находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);•    подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;•    затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);•    активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);•    является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);•    транслируется другому человеку в процессе вербального общения. . Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.  Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности. . Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации. . Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся. Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.•    Объём написанного учениками в тетрадях.•    Количество выставленных ученикам отметок.•    Количество упражнений, выполненных за урок.•    Устная или письменная форма выполняемых заданий.•    Однотипность или разнотипность содержания урока.•    Наличие традиционных этапов урока.•    Распределение времени по различным этапам.•    Использование большого (малого) количества наглядных пособий.•    Использование для работы на уроке учебника.   Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования.- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим. Самое главное –эмоциональный настрой урока. Стратегия учителя:-  Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей. - Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.Чтобы добиться этих целей необходимо правильно построить урок.  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основные этапы  Цель этапаСодержание педагогического взаимодействия Деятельность учителяДеятельность обучающихся  ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная1. Постановка учебных задачСоздание проблемной ситуации. Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказыванияПринимают и сохраняют учебную цель и задачу.2. Совместное исследование проблемы.Поиск решения учебной задачи.Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зренияОсознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действийИсследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения3.МоделированиеФиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.Воспринимают ответы обучающихсяОсуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.4.Конструирование нового способа действия.Построение ориентированной основы нового способа действия.Организует учебное исследование для выделения понятия.Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.Участвуют в обсуждении содержания материалаПринимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль5. Переход к этапу решения частных задач.Первичный контроль за правильностью выполненияДиагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.Учатся формулировать собственное мнение и позициюОсуществляют самоконтроль6. Применение общего способа действия для решения частных задач.Коррекция отработки способа.Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.Строят рассуждения, понятные для собеседника. Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату7. Контроль на этапе окончания учебной темы.Контроль.Диагностическая работа (на выходе):- организация дифференцированной коррекционной работы,-Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.Рефлексия своих действийОсуществляют пошаговый контроль по результату Работа с технологической картой урокаТема: Право в жизни человека.