Индивидуальный подход в обучении младших школьников в целях решения проблем адаптации


Индивидуальный подход в обучении младших школьников в целях решенияпроблем адаптации Анкудинова Лариса Викторовна учитель начальных классов 2014 – 2015 уч. год Следующие упражнения для развития концентрации внимания: УПРАЖНЕНИЕ 1.Учитель читает стихотворение:Колпак мой треугольный,Треугольный мой колпак,А если не треугольный,То это не мой колпак.Сначала стихотворение произносят все хором, затем несколько раз читает только учитель, а дети постепенно заменяют слова жестами:колпак – показывают на голову,мой – на себя,треугольный – строят ладонями треугольник,не – делают отрицательный жест головой или пальцем. УПРАЖНЕНИЕ 2.  Дети следят за секундной стрелкой на больших классных часах. УПРАЖНЕНИЕ 3. Дети получают лист с буквами алфавита вразброс и по заданию учителя вычеркивают букву (например, с).Затем делают более сложные упражнения:букву а подчеркни, букву н зачеркни;гласные подчеркни одной чертой, согласные – двумя;звонкие согласные подчеркни синим цветом, глухие – зелёным. Следующие упражнения для развития концентрации внимания: УПРАЖНЕНИЕ 4. Дети списывают (без ошибок):Еналстаде, енадслат, етальтаррс. УПРАЖНЕНИЕ 5.  Дети выбирают и подчеркивают слог се:Ст ее со се ее со се се ос ее ис УПРАЖНЕНИЕ 6.  Дети рассматривают и узнают зашумленные фигуры (рис. 1). Следующие упражнения для развития концентрации внимания:Усложнение: по команде учителя: «Яблоко!» – дети должны удерживать в поле зрения только яблоко (тренируется переключение внимания). УПРАЖНЕНИЕ 7.  Дети ищут в квадрате числа от 1 до 10 (рис. 2, 3). Для развития умения работать по образцу предлагаются зрительные графические диктанты (рис. 4.) Ребенок не может удерживать в памяти двух- и трехсложную инструкцию, поэтому учитель должен на первых порах все учебные задания разбивать на односложные. Кроме того, следует тренировать детей на специальных упражнениях:Покажи ручку карандашом.Покажи ручкой тетрадь.Положи тетрадь внутри книги.На столе книга, на книге тетрадь.Пенал у книги, ручка на пенале.Левую руку – к плечу, правой рукой возьми себя за нос.Левая рука на голове, правая рука за спиной.Руки на колене, правая рука сверху левой. Для умения ориентироваться на листе бумаги выполняются слуховые и зрительные диктанты:Учитель даёт команды: влево, вправо, вверх, вниз. Усложнение: влево сверху вниз, вправо снизу вверх (имеется в виду диагональ клетки), (рис. 5). Для развития фонематического слуха и артикуляции даются специальные упражнения и задания: Упражнение «Спортсмен»Спортсмен бежит по стадиону.Рот закрыт. В течение 30 секунд язычок бежит по внутренней стороне губ по часовой стрелке, 30 секунд – против часовой стрелки. Упражнение «Уколы»Рот закрыт, язык колет внутренние стороны щек. Упражнение «Гусенок»Рот приоткрыт, язык двигается в быстром темпе вправо и влево. Для развития фонематического слуха и артикуляции даются специальные упражнения и задания Задание 1 Дети произносят чистоговорки:Бьют часы на башне Спасской:Дин-дон, дин-дон.А стенные – побыстрее:Тики-таки, тики-таки.А карманные – спешат:Тики-тики-так, тики-тики-так.Бубнит барабан,Что побит барабан,А труба трубит:«Хорошо, что побит!»Барашеньки крутороженькиПо лесам ходят,По горам бродят.От топота копытПыль по полю летит.– Расскажите про покупки.– Про какие про покупки?– Про покупки, про покупки,Про покупочки мои. Для развития фонематического слуха и артикуляции даютсяспециальные упражнения и задания: Задание 2Учитель предлагает детям прохлопать ритм детской песни вслед за ним (от простых коротких ритмов к более сложным). Задание 3Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.Для развития мелкой моторики рук используется пальчиковая гимнастикаКроме того, дети охотно занимаются спичечной гимнастикой и выкладывают из спичек (или палочек) различные фигуры (рис. 6.) Для развития мелкой моторики рук используется пальчиковая гимнастика:Выполнять мелкие движения рукой первокласснику поможет рисование штрихом (рис. 7). Упражнения на релаксацию: набираем в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы, удерживаем в руках, посыпаем колени песком, постепенно раскрывая пальцы;энергично надуваем воображаемый воздушный шарик, затем он медленно со звуком «с-с-с» начинает сдуваться; встаем прямо, принимаем позу солдата на посту и не двигаемся 10 секунд, затем на 10 секунд принимаем позу тряпичной куклы, повторяем несколько раз; представляем, что дети – дрожащее желе в блюде: учитель встряхивает блюдо – дети раскачиваются; желе тает и растекается. Специальные упражнения для предотвращения близорукостиплавно вращаем глазами под расслабленными прикрытыми веками; бросаем взгляд вверх, вниз, влево, вправо; смотрим на кончик носа, потом переводим взгляд на доску (5 раз); 10 раз зажмуриваемся, не размыкая век; 10 раз нахмуриваем брови; рисуем глазами на доске большую лежащую восьмёрку.будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос; не торопите ребенка: рассчитать время – ваша задача; не отправляйте малыша в школу без завтрака; пожелайте ребенку удачи, подбодрите; встречайте ребенка после школы спокойно, забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?», вспомните, как вы сами себя чувствуете после рабочего дня, – дайте ребенку расслабиться; Советы родителям:не торопитесь посадить ребенка за уроки –ему необходимо 2–3 часа отдыха (сон, прогулка); помните, что после 15–20 минут занятий необходимо делать 10–15-минутные подвижные переменки; имейте в виду, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность: это первые 4–6 недель, конец II четверти, первая неделя после каникул, середина III четверти; не забывайте, что дети любят послушать сказку перед сном; ласковое поглаживание успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не вспоминайте перед сном неприятностей, не выясняйте отношения. Свод правил для первоклассников:Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.Не дерись без причины.Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.Играй честно, не подводи своих товарищей.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.Старайся быть аккуратным.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! Спасибо за внимание!