Презентация Метапредметный подход на уроках русского языка и литературы


МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ… «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»В. В. Давыдов СОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н. МЕТАПРЕДМЕТЫ (ПО Ю.В. ГРОМЫКО) Традиционный подход Метапредметный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале. МЕТАПРЕДМЕТЫ (ПО Ю.В. ГРОМЫКО) Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью. МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК» Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации. МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАНИЕ» Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями. МЕТАПРЕДМЕТ «ПРОБЛЕМА» Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события. МЕТАПРЕДМЕТ «ЗАДАЧА» Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПО А.Г. АСМОЛОВУ) Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ универсальные учебные действия (личностные, познавательные и регулятивные);межпредметные понятия. ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;- смыслообразование;- нравственно-этическая ориентация. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:целеполагание; планирование;прогнозирование; контроль;коррекция; оценка;- саморегуляция. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);- логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);- постановка и решение проблемы. КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;- постановка вопросов;- разрешение конфликтов;управление поведением партнера;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ВЫВОДЫ В современной педагогике существуют три взгляда на метапредметность в образовании.Метапредметы могут быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами и как отдельные учебные курсы.В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.