Презентация к педсовету и родительскому собранию Школьный буллинг


ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ “Буллинг”- социальное явление, которое характеризуется как притеснение, травля, дискриминация. “Буллинг”- длительный процесс сознательного жестокого отношения (физического или психического), со стороны одного или группы детей к другому ребенку.“Булли”(агрессоры) – дети, которые осуществляют такое отношение.“Кибербуллинг” – буллинг с использованием электронных средств коммуникации (соцсети). ФОРМЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА Ученик (Агрессор) – Ученик (Жертва) Взрослый (Агрессор) – Ученик (Жертва) Ученик (Агрессор) – Взрослый (Жертва) ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой и т.п. физическое насилие:применение физической силы, нанесениефизических травм, шлепки, подзатыльники,и т.п. ВИДЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА МОТИВАЦИЯ К БУЛЛИНГУ ЗавистьМестьЧувство неприязниВосстановление справедливостиБорьба за властьПодчинение лидеруНейтрализация соперникаСамоутверждениеУдовлетворение садистских потребностей отдельных личностей ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ АГРЕССОРА Особенности личности: потребность подчинять, лидерство, импульсивность. Особенности поведения: демонстративное. Девиантное поведение (отклоняющееся от принятых социальных и правовых норм). Бесцельное времяпрепровождение. Вандализм. Ранние сексуальные контакты.Физический статус: физически сильнее других.Особенности воспитания: искаженные стили воспитания в семье. ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССОРА Физическая агрессияСловесный буллингЗапугиваниеИзоляция Вымогательство Повреждение имущества ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ЖЕРТВЫ Особенности личности: пугливость, застенчивость, замкнутость, чувствительность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценкаШкольные страхиНеразвитые социальные навыкиФизически слабее другихОсобенности внешности: рыжие волосы, веснушки, оттопыренныеуши, кривизна ног, особая форма головы,вес тела (полнота или худоба) и т.д.Болезни: эпилепсия, тики, заикание,энурез и т.д.Низкий интеллект и трудности в обучении. ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕРТВЫ Школьные принадлежности часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;На уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослыхЕго оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;На других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;Хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;Опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;Во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ Групповое обсуждение не успешности ученика Сарказм в отношении внешности или происхождения ученикаУстрашающие или угрожающие жесты или выражения Школьному насилию способствуют: Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.Плохой микроклимат в учительском коллективе.Равнодушное и безучастное отношение учителей. Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями Алгоритм сбора информации по факту жестоких взаимоотношений (буллинг-структура) Сбор проводится по следующим направлениям:—  от самого пострадавшего;—  от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующее:— реальность самого буллинга;— условия осуществления (место, время); — его длительность;— основные проявления буллинга;— его характер (физический, психологический, смешанный);— интенсивность издевательств;— их цель; — число участников;— их роли (агрессор, жертва, защитник, сторонник, наблюдатель)—  мотивацию каждого из них;—  при каких условиях издевательства не осуществляются;—  события, совпадающие с буллингом по времени, поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями;— динамику всего происходящего. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга: Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту). Если напряженные отношения с педагогами “Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств". Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. "Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации." Использование на уроках таких приёмов для налаживание дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу , даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. «Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.» Стараться отмечать реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении; сравнивать достижения каждого только с его прежними достижениями- все это уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей. Подростки – самое точное из «социальных зеркал», и их социально нездоровое поведение отражает болезни семьи и общества. Однако известно, что большинство болезней легче предупредить, чем вылечить.