Презентация Компетентностный подход в обучении математике


« Компетентностный подход в обучении математике».учитель математики Сулейменова Айгорым КакеновнаКГУ «СОШ №17» г.Экибастуз Павлодарской области Плохой учитель преподносит истину,Хороший – учит ее находить.А.Дистерверг Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Ключевые компетентности:1. ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;2. общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени;3. учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;4. информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; 5. коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.;6. социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;7. личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Математическая компетенция— это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Математическая компетентность Математическая компетентностьуровень воспроизведенияуровень установления связейуровень рассуждений Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Отличие компетентностного подхода от классическогоФормирует у учащихся не только теоретическое мышление, но и практическое, направленное на преобразование действий.Ориентирован на практическое действие, решение реальных задач: проблемные ситуации, практикумы, презентации, эксперименты, …При организации обучения учитель выступает в роли консультанта.Ученик активен, осознаёт, что от его труда зависит результат обучения.Усиливается роль самооценки и экспертной оценки.Многоуровневый контроль при оценке результатов (умение применять знания в новой ситуации). Предмет математикаарифметикаалгебрагеометрияэлементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности Пример 1. Тема «Формула корней квадратного уравнения», алгебра, 8 кл. После актуализации знаний и решения неполных квадратных уравнений и уравнений, в правой части которых полный квадрат, учащиеся встают перед задачей: как решить уравнение 6х2 - х -5 =0. Формулируется цель урока, которую подсказала возникшая проблема.Пример 2. Алгебра, 8 класс, тема «Теорема Виета». Перед рассмотрением теоремы предлагаю ученикам выписать несколько квадратных уравнений с верными и неверными корнями. Проверить эти уравнения я могу у всех учащихся, с одной стороны, удивив их, с другой стороны подтолкнув к вопросу: каким образом я это сделала? Пример 3: геометрия, 11 класс, теме «Сфера, уравнение сферы». После актуализации знаний (определение окружности, уравнение окружности) предлагаю самим дать определение сферы и записать уравнение сферы, а потом доказать, что данное уравнение действительно является уравнением сферы. Пример 4: Алгебра, 9 класс, тема «Арифметическая прогрессия». Как добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в составлении определения и хотя бы часть его составили сами? Предлагаю следующую задачу:«Даны три последовательности:А) 3, 9, 15, 21, (…), …Б) (…), 4, 7, 10, …В) 5, (…), 19, 26, 33, (…), …Они составлены по одному закону. Угадайте, какое число пропущено в каждой последовательности? Напишите, по какому закону они составлены и подберите подобную последовательность». Выполнив задание, ученик будет подготовлен к составлению определения. Предметные задания по математике для обучающихся 5-8 классов составлены в виде трехуровневых задач на выявление у обучающихся способов опосредствования:формального способа – овладение образцовым способом действия со стороны его внешней формы, т.е. умение реализовать образец (алгоритм, правило, схему) действия, опираясь на внешние признаки;предметного способа – освоение предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия, т.е. действия в ситуации, где внешняя форма и конкретное содержание  не обеспечивают ориентировку действия, а  структура существенных отношений  замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной  ситуации;функционального способа – включение способа в состав психологических ресурсов индивида, т.е. свободное (функциональное) владением неким культурным способом действия как ресурсом. Задача 1.К хорде АВ через центр окружности проведена перпендикулярная прямая  ОМ, M принадлежит AB, где О – центр окружности.Задание 1.1. Найдите радиус окружности, если  , , а ОМ = 5 см.Задание 1.2. Докажи, что АМ = ВМ, и сделайте вывод.Задание 1.3. L, K – точка пересечения прямой ОМ с окружностью. Докажите, что дуга AL равна дуге BL и дуга AK равна BK. Сделайте вывод. Задача 2.Задание 2.1. Решите неравенство: Задание 2.2. Решите систему и совокупность неравенств: Задача 3. Задание 3.1. а) Запишите координаты точек А, В и С.Задание 3.2. Покажите на координатной плоскости решение следующей системы и совокупности неравенств: В этом виде компетенции можно говорить и о профориентацииЗадачи: 1.Проем в окне имеет высоту 2 м. 26 см. и ширину 1 м. 48 см. Сколько потребуется ткани шириной 85 см. для занавески, закрывающей весь проем окна, если на подшивку одного конца занавески требуется 2 см, на продольный шов - по 1 см. от полосы и на закрытие стен по краям проема- 10 см.?2.Каких размеров потребуется лист картона для изготовления коробки без крышки длиной 19 см, шириной 12 см и высотой 3 см?3.На каком равном расстоянии друг от друга и от концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 68 см?4.Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м и длиной 8 м? Компетентностный подход в преподавании математики - ведет к повышению уровня образованности учащихся и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации.