Презентация «Формирование патриотических и гражданских качеств школьников на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе» 9 класс


« Формирование патриотических и гражданских качеств школьников на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе»9 классЗимина Тамара Анатольевнаучитель русского языка и литературыМОУ «СОШ №89»«Духовно – нравственное воспитание учащихся»Омск 2014 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации Цель: формирование у старшеклассников высокого патриотического сознания и чувства гражданской ответственности. Задачи:Активизировать эффективные механизмы совместной деятельности по патриотическому воспитанию школы, родителей и обучающихся, социума.Формировать у школьников важнейшие качества гражданина России-патриота отечества: чувства любви к Родине, гордости за свою страну, преданности Родине на уроках русского языка и литературы.Формировать активную гражданскую позицию школьников и вовлекать их в патриотическую деятельность через внеклассную работу. «Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».В.А.Сухомлинский Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире. Именно поэтому в школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан России. Работая с учебником русского языка под редакцией М.М.Разумовской в 9 классе, я выявила:Тексты, через которые формируются гражданские и патриотические качества школьниковнапример, любовь к родному языку - упр.1, 2, 5,7, 235, 283, 313;Упражнение №7Русский язык Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!И.С.Тургенево патриотизме - упр.285, 294, 298, 320.Упражнение №285Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе… эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре…Д.С.Лихачёв Использование живописи на уроках русского языкаВерещагин В.В.«Смертельно раненный»О героизме русских солдат Использование живописи на уроках русского языкаНепринцев Ю.М.«Отдых после боя» Использование живописи на уроках русского языкаО неизменности, вечности, постоянстве характера пейзажа, характера самой русской землиЛевитан И.И.«Тихая обитель» Использование живописи на уроках русского языкаМ.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» Использование живописи на уроках литературыБ.В. Щербаков «Русь подмосковная»«Русь» С.ЕсенинТебе одной плету венок,Цветами сыплю стежку серую.О Русь, покойный уголок,Гляжу в простор твоих полей,Ты вся - далекая и близкая.Сродни мне посвист журавлейИ не чужда тропинка склизкая.Цветет болотная купель,Куга зовет к вечерне длительной,И по кустам звенит капельРосы холодной и целительной.И хоть сгоняет твой туманПоток ветров, крылато дующих,Но вся ты - смирна и ливанВолхвов, потайственно волхвующих. «Есть у подвига крылья, и взлетишь ты на них…»А.С.Хомяков Идея патриотизма и героизма звучит на уроках литературы как основа многих произведений, например, «Повесть временных лет», «Проповеди Сергея Радонежского», «Слово о полку Игореве». Воспитываю чувство патриотизма через военную тематику, например, при анализе стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом» и М.А.Шолохов «Судьба человека» и другие. Идеал нравственности воспитываю через осознание проблематики многих художественных произведений: сопереживания их героям, сопоставления с конкретными примерами из жизни: Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» - обогащает духовный мир читателя, В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Проведя обзор материалов русской героики в учебнике литературы, я отметила, что острота поднимаемых русскими писателями вопросов требует от учителя тонкой политкорректности. Нужно говорить о дружбе народов, о нашей великой многонациональной стране, о неоспоримой ценности человека-гражданина. Формы внеклассных мероприятий, используемые мной при формировании гражданско-патриотических качеств старшеклассников:Классный час «Символы России»Государственный герб Российской Федерации –отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях,денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах).ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена!Припев:Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой! Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику. Сохранение русских традиций благотворительности и милосердия, развития коммуникативных навыков, поведение в социуме через мероприятие «Акция Добра»Пощада есть закон милосердия, и она вечна, вечна... Среди распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания старшеклассников важное место занимают:уроки Мужества; устный журнал;литературно-музыкальные композиции. Семья является важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка, одним из главных субъектов формирования личности гражданина и патриота. Любовь к Родине невозможна без любви к своей семье, уважения и сохранения ценностей, интереса к ее истории, например, составление родословной «Древо жизни» Формы сотрудничества с родителямиРодительские собранияИндивидуальные консультацииРодительские вечераРодительские тренингиДиагностические формы работы Результаты диагностики: «Духовные традиции семьи», «Толерантность – часть нравственной культуры человека» показали, что во многих семьях существуют проблемы: некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания. Таким образом, именно школа в сотрудничестве с родителями должна воспитывать нравственные и творческие личности патриотов своей страны.