Презентация по русскому языку на тему Язык — важнейшее средство общения. Язык и речь (5 класс)


Язык – важнейшее средство общения. Язык и речьПрезентацию для 5 класса подготовила Соловьёва Валерия Сергеевна ...Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.Л. И. Куприн 1. Для чего человек изучает родной язык?2. На каких ещё уроках вам пригодятся знания родного языка? Знакомство с учебником Корректор – работник издательства, корректирующий печатные тексты.Редактор – работник издательства, готовящий книгу к печати. Титульный лист – заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. Переплёт – жёсткая, обычно обтянутая мягким материалом обложка, в которую, переплетая, вставляют книгу. Форзац – это двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплётной крышкой.


Шмуцтитул - это добавочный титул, помещенный перед титульным листом для предохранения его от загрязнения и порчи. Содержание – список глав или тем, которые подробно раскрыты в данной книге.

Три функции языка1. Язык - это средство человеческого общения.2. Русский язык - это государственный язык Российской Федерации.3. Русский язык - это средство межнационального общения за рубежом.

Русский язык и иностранные языкиИзвестный языковед Ф.И. Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Мы называем его родным. Многие народы родной язык называют «языком матери». Вспомните, как в английском языке называют свой родной язык? Как это звучит в немецком языке? Какой признак родного языка подчёркивается в русском, а какой – в изучаемом вами иностранном языке?
Язык и речьЯзык – это средство общения. С его помощью люди говорят друг с другом, сохранят и передают знания, информацию.Владеть языком – это значит уметь общаться друг с другом, уметь общаться друг с другом, уметь слышать и слушать, точно и полно выражать свои мысли, грамотно писать и хорошо читать.Речь — это язык в действии, это использование языка для общения и в процессе общения.Владеть речью — это значит не просто уметь говорить, но и уметь задавать вопросы собеседнику, просить его уточнить мысль, высказать пожелание, просьбу, выразить своё со­гласие или несогласие, уметь начать разговор, поддержать его, вести диалог в соответствии с ситуацией. Иначе говоря, уметь общаться.

Знать языкЗнатьКорниЗвукиСуффиксыПриставкиСловаОкончанияПредложенияСловосочета-ния Знать языкЧто значит «знать язык» и «владеть речью»? Подумайте, можно ли знать язык, но плохо владеть речью? Почему?Язык может быть трудным или лёгким, красивым, родным или иностранным. Мы можем говорить, писать, читать на родном языке, учить, знать какой-либо язык, учиться какому-либо языку, овладеть каким-либо языком. Владеть речью УметьГоворитьЧитатьПониматьСлушатьПисать Владеть речьюРечь может быть устной и письменной, грамотной, безграмотной, богатой и бедной, спокойной и взволнованной, эмоциональной, грубой, чистой, правильной.Свою речь мы можем развивать, со­вершенствовать, чью-либо речь — слышать, слушать. Говорим правильноЯзыкИзучаютЗнаютПреподаютРечьРазвиваютСовершенствуютСлышатПонимают Дополните схему своими примерамиЯзыкРоднойКрасивыйРечьУстнаяПравильная Придумайте и запишите предложения, употребляя данные глаго­лы со словами язык и речь. Изучать, заниматься, совершенствовать, слушать, знать, учить, говорить, говорить на, слышать. Прочитайте текст. Расскажите, для чего нужен человеку язык.Зачем нужен язык?Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, то есть он нужен как средство общения.Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и со­хранять опыт человечества.Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.Без языка не было бы самого человека, потому что всё связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (По А. Леонтьеву) Домашнее заданиеупр.10 выучить текст. На следующем уроке вы будете его пересказывать, опираясь на план, который мы составили в классе.Дополнительное задание: 1. написать ответ на вопрос (10-15 предложений) «Что было бы вокруг нас, если бы не существовало языка и речи».2. Склеить маленькую книжечку и подписать следующие термины: форзац, шмуцтитул и др.) Прочитайте высказывания писателей о русском языке. Расска­жите, в чём они видят его богатство, его выразительность.Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с не­приятелем, итальянским с женским полом говорить прилично.Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить при­стойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость грече­ского и латинского языков. М. В. Ломоносов 1. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий... Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомне­ния. В. Г. Белинский2. ...Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогатель­ный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, яркий, где нужно - бойкий и живой язык народа. Л. Н. Толстой3. ...Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Л. И. Куприн В нашей речи широко употребляются пословицы и устойчивые выражения (фразеологизмы) о языке. Прочитайте некоторые из них. Как вы их понимаете? Когда их употребляют?1) Язык до Киева доведёт. 2) Язык мой — враг мой:прежде ума глаголет. 3) Не спеши языком — торопись делом.Длинный язык, держать язык за зубами, говорить наразных языках, прикусить язык, находить общий язык.