Воспитание чувства патриотизма у учащихся адаптивной школы на уроках истории, примерами героизма, мужества и доблести соотечественников в разные исторические эпохи


Воспитание патриотизма в адаптивной школе на уроках истории, примерами героизма, мужества и доблести соотечественников в разные исторические эпохи. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся, благодатный материал для изучения истории России. Что же такое «патриотизм»? В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Если обратится к конкретным фактам истории нашей страны, можно отметить немало примеров мужества, патриотизма, гражданственности и героизма, которые могут служить нравственными ориентирами для подрастающего поколения и на сегодняшний день. Одной из ведущих идей в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут служить лозунгом всей боевой истории Российской армии. Особый интерес в деле развития патриотизма представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают гордость за нашу страну, за её героев. Роль старца Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского в борьбе с монголо-татарским игом, исторической миссии русского народа, защитившего народы Европы от ордынского гнёта, проявления героизма народных масс – у учащихся формируется гражданская гордость, воспитывается патриотизм и возникает понимание роли личности в истории. История России начала XVII века ознаменована патриотическим подъемом русского народа в борьбе против польско-литовских интервентов. Данный период в истории страны, получивший название Смутное время, был ознаменован династическим кризисом, угрозой потери государственности, появлением самозванства. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Также обязательно нужно помнить, что День народного единства 4 ноября, отмечаемый в РФ с 2005 года, посвящен именно тем героическим событий, что ещё раз подчеркивает связь поколений. Немаловажное значение в деле воспитания патриотизма учащихся имеют судьбы и деяния великих русских полководцев разных времён: Петра Александровича Румянцева, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, Павла Степановича Нахимова, Степана Осиповича Макарова, Константина Георгиевича Жукова, Константина Константиновича Рокоссовского и многих других. Благодатным материалом для воспитания патриотизма является тема «Отечественная война 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского. Важно говорить о героизме не только русской армии, умении и талантах ее полководцев, но и о мужестве всего русского народа, о партизанской войне. «Война не по правилам», как назвал её Наполеон. И здесь учащимся важно прийти к выводу: ни свою жизнь, ни свою свободу, ни жизнь господ защищали крепостные крестьяне, а независимость Отечества, свою землю. Наибольший материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Учащиеся на уроках, посвященных войне, знакомятся с историей героической защиты Брестской крепости, блокады Ленинграда, обороны Москвы, Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге, с подвигами советских солдат и партизан, отдавших свои жизни во имя Родины – нашего земляка Дмитрия Михайловича Карбышева, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев и т. д. Этот список можно продолжить. Новейшая история нашего Отечества также имеет богатый потенциал для воспитания патриотизма учащихся. Война в Афганистане сегодня имеет в истории различную интерпретацию. События 2000-х годов – война в Южной Осетии, последние события в Украине демонстрируют патриотический подъем, единение русского народа. роль личности в истории;героические страницы в истории Отечества;использование на уроках истории произведений живописи, музыки, литературы, демонстрация фотографий, видеосъемок, которые способствуют формированию у учащихся яркой и целостной картины того или иного события отечественной истории История – это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и Гражданина!