Педагогический совет на тему «Модель педагогического общения и требование к личности современного педагога»


«Модель педагогического общения и требование к личности современного педагога»Педагогический совет: ЦЕЛЬ:формирование в школе новой культуры общения, создание условий для перехода на доверительные отношения учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Уважаемые коллеги, каждый из Вас по многу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное. Сегодня мы с Вами поговорим на тему педагогическое общение, так как коммуникативная компетентность педагога – один из главных инструментов подхода к детям, владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса.Итак, вспомним, что такое педагогическое общение? “Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.”А.А. Леонтьев Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой , или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Для успешного учебно-воспитательного процесса, одно из главных условий, это владение педагогом, умением выстраивать доверительные отношения. Так как доверие к педагогу, обуславливает отношение детей к предмету, который он преподаёт. Высокий уровень доверия имеет важные последствия, так как между людьми возникают открытый обмен взглядами, растёт сплоченность, повышается мотивация деятельности. Для исследования взаимоотношений «учитель - ученик», учащимся была предложена анкета Н. И. Гуткиной. Все полученные данные изложены в таблице.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пВопросы Ответы учащихся8 кл.(9 чел.)9 кл.(5 чел.)10 кл.(5 чел.)11 кл.(5чел.)По школе (24 ч.)1Отношения ограничиваются только учебными вопросами.56%0%60%40%42%2Хорошие отношения только с одним-двумя учителями.56%20%40%20%38%3Учителя не очень интересуют школьников, да и они им не очень интересны.22%0%100%20%33%4Отношения носят откровенный, доверительный характер.78%80%60%80%75%5Можно всегда посоветоваться по жизненно важным для себя вопросам.33%60%40%60%46%6Отношения в основном на подчинении («сказали — делай»).44%40%60%60%50%7Чаще всего отношения носят конфликтный характер.22%0%60%20%25% Улучшению межличностных отношений способствуют следующие условия: постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи; введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям; использование учителем информации о структуре коллектива, о личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе; организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания; оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся и объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах; организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой стороны; учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентации. Так же с целью выявления доверительных отношений учащихся к учителям, классному руководителю, была использована анкета, (составленная В.Т. Кабушем). В анкетировании приняли участие 8-11 классы, в количестве 24 человек. Полученные данные представлены в диаграммах. 1. К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением твоих прав и обязанностей? 2. К кому ты чаще всего обращаешься за необходимым тебе советом?  3. Если тебе будет трудно, на чью помощь ты можешь уверенно рассчитывать?4. Кому ты первому расскажешь о наболевшем? 5. С кем ты хочешь проводить своё свободное время? 6. Кто к тебе лучше всего относится? 7. Кто тебя чаще всего обижает и неправильно оценивает твоё поведение? 8. Кто чаще всего благодарит тебя за успехи в учёбе, хорошие дела и поступки? Доверительные отношения между учителем и учеником, зависят прежде всего от учителя. И дело тут не в педагогическом опыте, а в индивидуальных, личностных характеристиках педагога и его основным стилем руководства. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания. Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная из них основывается на представлениях немецкого психолога Курта Левина, разработанная еще в 30-е годы . Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства, которые принято использовать и в наши дни:АвторитарныйДемократическийПопустительский Какой стиль взаимодействия педагога и ученика выбираете вы?
style.rotation Авторитарный стильПроявляется: Проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Нетактичные выпады в адрес учащихся. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характеризуется: Снижением деятельностной мотивации, поскольку ребёнок не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. В глазах такого педагога, учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.Авторитарный стиль А так же: При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками. Либеральный стиль (попустительский)Проявляется: Педагог имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно-воспитательного процесса. Снятие с себя ответственности за происходящее. Характеризуется: Стремлением учителя, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняться от руководства. Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Демократический стильПроявляется:Учитель первую очередь оценивает факты, а не личность.Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Характеризуется:Не только проявляется интерес к работе учащимися , обнаруживается позитивную внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении.Позиция учителя в организации коллектива: “первый среди равных”.Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы.Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. Для определения доминирующих стилей общения учителей с учениками по данной классификации, использовалась методика оценочной деятельности учителя, разработанная Ириной Юрьевной Кулагиной.В данной методике прослеживается характер и эмоциональный фон создаваемых учителем на уроке оценочных ситуаций, отражающих отношение учителя к школьникам, специфику их взаимодействия и некоторые педагогические технологии. В анкетировании приняли участие 16 педагогов нашей школы. Сравнительная диаграмма проявления педагогических стилей в педагогическом коллективе нашей школы (по К. Левину). Аэлита Капитоновна Маркова (доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академия государственной службы, академик Международной Академии акмеологических наук), выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя: Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методический. Методически-импровизационный. Рассуждающе-методический стиль. Для определения доминирующего стиля педагогической деятельности по А.К. Марковой использовалась методика «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности».В данном мероприятии приняли участие 15 учителей. Сравнительная диаграмма проявления педагогических стилей в педагогическом коллективе нашей школы (по А.К.Марковой). Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся. Формировать стиль можно лишь обогащая личность, осознавая и развивая свои наиболее сильные и оригинальные стороны, активизируя педагогическое творчество.Благодаря личностному, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию доступно достижение высокого уровня педагогического мастерства.Предлагаю Вам следующие рекомендации по самосовершенствованию стиля своей педагогической деятельности, которые составлены в соответствии с преобладающем стилем в нашем педагогическом коллективе. Рекомендации по самосовершенствованию стиля своей педагогической деятельности:меньше говорите на уроке, давая возможность высказаться Вашим учащимся; не исправляйте сразу неправильные ответы, а путём многочисленных уточнений, дополнений, подсказок, добивайтесь, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ; собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо; по возможности старайтесь проявлять больше сдержанности; чаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы которые могут увлечь учащихся; активнее используйте приём поощрения учащихся за удачный ответ и поиск решений; помните о том, что от эмоционального состояния Ваших учеников зависит и результативность Вашей работы. В наше время, к личности современного педагога предъявляются особые требования.Первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей. Педагогические способности - качество личности, интегрировано выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними.Выделены главные группы способностей:1) организаторские - умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.;2) дидактические - умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.;3) перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;4) коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения;5) суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых;6) исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;7) научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли. Важными профессиональными качествами педагога также являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.Но, кроме тога, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств - человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для учителя качество - гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Профессионально необходимыми качествами учителей являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе.Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.Неотъемлемое профессиональное качество учителя - справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого.Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особом роде умения строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт - это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт - это концентрированное выражение ума. чувства и общей культуры воспитателя. Учителям – предметникам, классным руководителям, службам для совершенствования стиля педагогического общения, улучшения межличностных отношений рекомендуется пользоваться заповедями педагогического общения.Заповеди педагогического общенияПедагогический процесс основывается на отношениях учителя с детьми, именно они — отношения — первичны в педагогическом взаимодействии.- При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач… Такое замыкание педагогического общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, «от себя»: «Мне это нужно… Это связано с педагогическими целями…», а ребенок с его интересами и чаяниями незаметно ускользает из поля педагогического видения. Очень важно строить педагогическое общение с детьми не «от себя», а «от них».- Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. Это значит, что надо учитывать индивидуально типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. Помните — это так же важно, как и отобрать верные методы обучения и воспитания. - Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией — информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный «репертуар» общения, т. е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания содействия.Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях.- Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей.- Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка.Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате класса, не воспринимайте психологическую ситуацию общения как нечто стабильное.- Доказывая неверность мнения ученика, не задевайте недостатки его характера.- Учитывайте большую эмоциональность и ранимость девушек. Они негативно реагируют на прямое педагогическое воздействие, поэтому необходимо выстраивать систему косвенного влияния. - Избегайте штампов в общении с детьми. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год.- Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам — это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.- Чаще улыбайтесь детям. Это говорит о том, что вам встреча с ними приятна.- Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания.- Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности, каждого микроэлемента педагогического процесса.- Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивидуальной беседе с учащимся, помните, что необходимо разработать стратегию и тактику предстоящего разговора.- Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся. Спасибо за внимание!