Рассказ а возникновении и развитии искусства игры на шестиструнной гитаре


Искусство игры на шестиструнной гитаре Джузеппе СартиВ отличие от семиструнной, шестиструнная гитара развивалась в России XVIII – XIX веков почти исключительно как профессионально – академический инструмент и была мало ориентирована на передачу русской городской песни и бытового романса. Первые сведения о ней, датируется 1760 – ми годами. Поначалу ее распространителями в отечественной профессионально - музыкальной культуре были иностранцы, в частности, при дворе Екатерины II – итальянские композиторы Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. Уже к началу XIX века для шестиструнной гитары появляются серьезные методические работы – школы и пособия, созданные Гельдом, И. А. Березовским. Здесь заметна преимущественная опора на испанскую и итальянскую классику – гитарные произведения Каркасси, Карулли, Сора, переложения фортепианной музыки. Немалую роль в распространении в России шестиструнной гитары играли гастроли зарубежных артистов: в 1822 году в Петербурге выступал известный итальянский гитарист и композитор Мауро Джулиани, в 1823 в Москве выступал известный испанский гитарист и автор многих гитарных произведений Фернанд Сор. Одним из наиболее крупных русских исполнителей, пропагандистов шестиструнной гитары середины XIX века являлся Николай Петрович Макаров ( 1810 – 1890 ). В конце 1830 – х. – 1840 – х. годах он был известен во многих странах мира как великолепный виртуоз, блестящий интерпретатор сложнейших образцов гитарной музыки. Главной заслугой этого музыканта стала организация в 1856 году в Брюсселе первого международного конкурса « На премии за лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». Главной задачей этого конкурса было, по собственным словам Макарова, дать « сильнейший толчок сочинителям гитарной музыки и особенно гитарными мастерами, родив между ними соревнование, возбудив в них деятельность и вдохновение, которое произвело бы в этом запоздалом инструменте коренные перемены и самые неожиданные и блестящие усовершенствования, а вместе с тем талантливые сочинения доказали бы, что гитара способна и к дельной серьезной музыке, и к блестящему стилю, и к поразительным эффектам». Действительно, Н. П. Макарову удалось заметно активизировать работу в области гитарного репертуара ряда западноевропейских композиторов, деятельность гитарных мастеров – изготовителей, способствуя созданию новых конструктивных разновидностей инструмента. Так, из семи инструментов, представленных на данное состязание, первое место было присуждено гитаре венского мастера Иоганна Готфрида Шерцера, которого впоследствии нередко стали называть «гитарным Страдивари» , его гитары очень ценятся и сегодня. Второго места был удостоен русский мастер Иван Федорович Архузен. Конкурс в существенной мере поддержал дарования этих впоследствии выдающихся мастеров в области гитарного искусства, позволил им в полной мере раскрыться. На конкурс было представлено также 64 гитарных сочинения. Первую премию получил австрийский гитарист и композитор Йозеф Каспар Мерц за Концертино, вторую – французский гитарист, автор многих известных в наши дни образцов гитарной музыки Наполеон Кост за «Большую серенаду» Н. П. Макаров создал также ряд музыкальных произведений, таких как Концерт для десятиструнной гитары, сюита «Венецианский карнавал», мазурки, романсы, обработки народных песен, им была сделана обработка, получившая название «Камаринская с вариациями». Однако его музыка широкой известности не получила и в настоящее время совсем не исполняется. Значительный вклад в искусство игры на шестиструнной гитаре внес Марк Данилович Соколовский ( 1818 – 1883). Получив в детские годы музыкальное образование по скрипке и виолончели и увлекшись гитарой, к 1840 – м. годам он стал первоклассным исполнителем – гитаристом; его имя в прессе стали называть одним из лучших гитаристов Европы. Один из первых горячих приверженцев шестиструнного инструмента, по тогдашней терминологии «гитары испанского строя», благодаря интенсивной гастрольной деятельности, начавшейся в 1841 года в российских, а затем в европейских