Презентация по географии на тему Ветер-ветерок


Адрес: г.Альметьевск РТ, ул.Ленина 149-120Галлямова Забира ЗуфаровнаМБОУ «СОШ №1», учитель географии первой категории. Презентация интегрированного урока по географии на тему: «Ветер,ветерок»Применение проектной технологии на уроках географии на примере урока «Ветер, ветерок»Эпиграф урока:Ветер, ветер, ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме Бога одного… А.С.Пушкин. Цель урока: способствовать освоению знаний о ветре, отражение этого явления в русском языке и художественных образах.Задачи Образовательные: Способствовать сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны); научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров; повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.Развивающие: развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра; развивать умение определять направление ветра; развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.Воспитательные: воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.Оборудование урока: учебник географии , сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника “Седов”, ветродвигателя), словари. План урока.География:1.Причины возникновения ветров. 2. Бризы и муссоны.3.Значение ветра. 4. Определение направления и силы ветра.Филология:“Ветер” с точки зрения науки лингвистики. 2. “Ветер” в русской фразеологии.3.“Ветер” в языке поморов. 4. “Ветер” в художественной литературе. Песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.Ветер на море гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах…Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова БуянаВ царство славного Салтана –И желанная странаВот уж издали видна…
Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” (Дамир, Элина, Лиана)Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре.Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу.
Почему дым вытягивается в трубу?На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении Назовите пример такого явления. Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха из областей высокого давления в область низкого.


Направление и сила ветра.Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:1. 765мм 755 мм2. 741мм 770 мм1.765мм 755мм2. 741мм 770мм

Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.765мм 755мм 741мм 770мм765мм > 755мм741мм< 770 мм Где ветер будет сильнее? Во втором случае.Почему? Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.


Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра. Чем больше разница в давлении , тем больше сила (скорость) ветра.
style.rotation
style.rotation У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра.Обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь“ветра”.. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову“ветер”.
Описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм,ураган.Нам поможет таблица имён существительных,которые обозначают объекты наблюдения:шестдымдеревьядомнебоЗадание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров. Выясним значение фразеологизмов, связанных со словом “ветер”. Попутный ветер.- Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.Попутный ветер помогает только поднятым парусам, а везение - деятельным.
Словно ветер в дремучей душе лесной,Словно лёгкой волны поглаживанье…Ах, как нежно звучит, как шелестно:Кандалакша моя, Кандалакша моя.Мы убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…Спросил слепой:– Какого цвета дождь? –И долго я молчал. И не ответил…– Не знаешь? – Он задумался. –Ну что ж,Скажи тогда, какого цвета ветер?Не услыхав ответа моего,Он усмехнулся и заметил:– Скверно,Что ты сказать не можешь ничего.Ты слеп, как я…К тому же нем, наверно.Н.Колычев
Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о ветре “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки“люблю листвой расцвеченные ветры”, “ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, “ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит “хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева “Гармония противоречий” в разделе “От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.А какие эпитеты-прилагательные к слову“ветер” можете добавить вы к названным в слайде?Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии Как человек использовал силу ветра в прошлом?Как использует её сейчас? Кроме скорости, ветры отличаются по направлению.Дневной и ночной бриз. Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?Ночью воздух сильнее нагревается над водой и над водой более низкое атмосферное давление и поэтому ночной бриз будет дуть с суши на море.Что такое бриз?Бризы – это ветры, возникающие на берегах морей и крупных озер; меняющие свое направление два раза в сутки.

Почему зимний муссон дует с суши на море?Зимой на море теплее, чем на суше; атмосферное давление низкое, чем на суше; поэтому зимний муссон дует с суши на море.Что такое муссоны?Муссоны – это ветры, меняющие направление на противоположное два раза в год. В чём сходство муссона и бриза? Периодичность– дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом,наблюдаются и на берегах больших рек.


В чём различие? Районы распространения –бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия. Самый короткий “ветреный” диктант: Бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило. Ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус.


Розы ветровРозу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем уроке Что значило выражение “ветреный человек” у поморов? Представьте, совсем не легкомысленного человека, а человека, приехавшего на лодке, с ветром, то есть приезжего гостя. Об этом рассказывает словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь кольских поморов”.Как же называются ветры у поморов? В учебнике русского языка найти упражнение 73. Поморы так и говорили: “Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как “поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.Итог урока.Что такое ветер?Что называется бризом? Что такое муссон? Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра? Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении. Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра. Ветер, ветерок, ветрище…Ветер – и работник, и проказник,Надувает в море паруса,Может делать сотню дел он разныхИ творить в природе чудеса.Ветерок бывает нежен, ласков:Летом освежает нас прохладой,Травам и цветам бормочет сказки…Иногда ж с ним очень трудно сладить!Разбушуется, рассердится ветрище,Обернётся страшным ураганом,Как разбойник, над землёй засвищет,Нанося ей вред, и боль, и раны…Ветер, ветерок, ветрище –Это всяческие бризы и муссоны…Снова ветер в небе что-то ищет:Он за облачком отправился в погоню…В.В.Яроцкая Приборы для определения характеристик ветраРучные анемометры флюгер Ветер –скульптор природы Картинная галерея:Левитан И.И. “Свежий ветер”Остроухов И.С. “Сиверко”Айвазовский И.К. “Девятый вал”Дубовской Н.Н. “Притихло”Рылов А.А. “Зелёный шум”Пословицы, фразеологизмы.Пейзажи, показывающие разрушительную силу ветра.