Презентация по литературе на тему Марина Цветаева (11 класс)


МАРИНА ЦВЕТАЕВА.Жизнь и творчество.Презентацию подготовил учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №16» Русских Д.В. Семья поэтессыМарина Цветаева родилась 26 сентября 1892 г. в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны Мейн.Мать играла огромную роль в воспитании будущей поэтессы, а также становилась источником вдохновения для ранних стихов Цветаевой. В 1906 Мария Александровна скончалась от чахотки в Тарусе.Образ матери нашел отражение в стихотворении Цветаевой «Маме»:В старом вальсе штраусовском впервыеМы услышали твой тихий зов,С той поры нам чужды все живыеИ отраден беглый бой часов.Мы, как ты, приветствуем закаты,Упиваясь близостью конца.Все, чем в лучший вечер мы богаты,Нам тобою вложено в сердца.К детским снам клонясь неутомимо,(Без тебя лишь месяц в них глядел!)Ты вела своих малюток мимоГорькой жизни помыслов и дел.С ранних лет нам близок, кто печален,Скучен смех и чужд домашний кров...Наш корабль не в добрый миг отчаленИ плывет по воле всех ветров!Все бледней лазурный остров — детство,Мы одни на палубе стоим.Видно грусть оставила в наследствоТы, о мама, девочкам своим!



ЮностьВ период с 1906 по 1909 поменяла три гимназии. В этот период вела самостоятельный образ жизни, много читала, писала стихи для своего первого сборника.В 1909 году шестнадцатилетняя Цветаева самостоятельно совершает поездку в Париж, где в Сорбонне слушает курс старофранцузской литературы.  Первый сборник стихов.В 1910 в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом», получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Знакомство с Сергеем Эфроном.Не окончив гимназии, весной 1911 года Цветаева уехала в Коктебель к Волошину. Здесь она познакомилась с Сергеем Эфроном27 января 1912 г. состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Второй сборник.В феврале 1912 г. выходит второй сборник стихов «Волшебный фонарь». Акмеисты, участники «Цеха поэтов», С. Городецкий и Н. Гумилёв удостоили книгу Цветаевой несколькими неодобрительными отзывами, а Брюсов выразил явное разочарование.На отзыв Брюсова Цветаева ответила едким стихотворением:Я забыла, что сердце в Вас – только ночник,Не звезда! Я забыла об этом!Что поэзия Ваша из книгИ из зависти критика. Ранний старик,Вы опять мне на мигПоказались великим поэтом…(«В.Я. Брюсову», 1912)


29 февраля 1912 г. новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия, Франция, Германия.  5 сентября 1912 года у Марины Цветаевой родилась дочь Ариадна, к которой будут обращены многочисленные стихотворения:Семейная жизнь.Все будет тебе покорно,И все при тебе – тихи.Ты будешь как я; - бесспорно –И лучше писать стихи…(«Але», 1914)
Третий сборник.В феврале 1913 выходит третий сборник М. Цветаевой «Из двух книг». Вот что писала сама поэтесса в предисловии к сборнику: «Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен». «Подруге».В 1914 г. Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок.Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга» (или «Подруге»). Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, и Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».   1915-1916 ггАктивно участвовала в поэтических вечерах, регулярно печаталась в «Северных записках».Написала цикл стихотворений, посвященных Ахматовой, Мандельштаму, Блоку.Первая мировая война прошла мимо Цветаевой, хотя ее муж долгое время курсировал с санитарным поездом. Революция и гражданская война. Написано несколько лирических стихотворений, в том числе - на Февральскую революцию: «Пал без славы Орел двуглавый. - Царь! - Вы были неправы».В 1917 году родилась вторая дочь Ирина.Ни Февральскую, ни Октябрьскую революции Цветаева близко не приняла.Цветаева пыталась уйти от внешней жизни в стихи, период с 1917 по 1920 годы стал исключительно плодотворным в ее жизни:за это время она написала более трехсот стихотворений, шесть романтических пьес, поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне» Эмиграция (1922-1939)Жила с дочерью в Праге, где были написаны «Поэма Горы» и «Поэма Конца».Вела переписку с Р. Рильке и Б. Пастернаком.В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годовВ творчестве 1930-х гг. преобладала проза («Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938) и др.)В 1925 г. родился сын Георгий. После возвращения в СССР.В 1939 г. арестованы Ариадна и Сергей Эфрон. Цветаева писала письма Л. П. Берии. Безрезультатно. В 1941 Сергей Яковлевич Эфрон был расстрелян, о чем поэтесса уже не узнала.В этот период Цветаева почти не писала стихов, занималась переводами.В 1941 году с сыном эмигрировала в Елабугу. Самоубийство.31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: «эвакуированным», Асеевым и сыну.Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.  Периодизация творчества. 1) Ранние стихи, «девичьи дневники» (сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», 1912; «Из двух книг», 1913).2) Поэзия 1915-1917 гг. (циклы «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин», посвящения Ахматовой, Блоку, Мандельштаму).3) Послереволюционное творчество (поэмы «Царь-Девица» 1920; «На Красном Коне» 1921; «Поэма Горы» 1924; «Поэма Конца» 1924; «Крысолов» 1925, проза: воспоминания о  о поэтах-современниках (М. Волошине, М. Кузмине и других). Особенности поэтического языка.Исповедальный, дневниковый характер лирики.Сжатость мысли.Интонационное и ритмическое разнообразие (от классических структур до частушечных). Стилистические и лексические контрасты (от просторечий до библейской образности).Необычный синтаксис, в частности высокая частота употребления знака «тире». Проза.В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. ("Эмиграция делает меня прозаиком..."). "Мой Пушкин" (1937), "Мать и музыка" (1935), "Дом у Старого Пимена" (1934), "Повесть о Сонечке" (1938), воспоминания о М. А. Волошине ("Живое о живом", 1933), М. А. Кузмине ("Нездешний ветер", 1936), А. Белом ("Пленный дух", 1934) и др., соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) - своего рода эпистолярный роман. Источники.http://schools.keldysh.ru/school1413/lit/Web_lit_med/kr_hr.htmhttp://www.bestreferat.ru/referat-21905.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановнаhttp://www.etoya.ru/love/2011/8/31/18598/http://gazeta.aif.ru/_/online/dochki/308/42_01http://ref.rushkolnik.ru/v3949/