Презентация методической разработки раздела Основы логики и логические основы компьютера


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТУчитель информатикиМБОУ СОШ №9Анна ВладимировнаСтрогановаОбразование высшее Нижегородский государственный педагогический университетПедагогический стаж 15 летПервая квалификационная категория Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 201210 класс
Пояснительная запискаОднако, в учебнике Н. Д. Угриновича практические задания по разделу «Основы логики и логические основы компьютера» представлены в недостаточном объеме, что и обусловило потребность в проведении на уроках в 10 классе обучающих практикумов по решению логических задач. Выбор методической разработки раздела образовательной программы «Основы логики и логические основы компьютера» обусловлен тем, что в школьном курсе информатики данный раздел занимает ведущее место.При рассмотрении основ логики и логических основ компьютера в 10 классе усиливается роль теоретических сведений, обобщения ранее полученных знаний и решения логических задач различными методами. Кроме теоретических основ, рассматриваются вопросы преобразования логических выражений для обоснования функционирования устройств, являющихся основой компьютера, построения логических схем заданных устройств. Цели изучения раздела Познавательная: Цели изучения раздела Развивающая: Цели изучения раздела Воспитательная: Ожидаемые результаты освоения раздела программыВ результате изучения темы «Основы логики и логические основы компьютера» обучающийся должен:знать (понимать):определение основных понятий темы (формы мышления; логические операции, выражения, функции, элементы); свойства логических операций (законы алгебры логики); логические элементы (конъюнктор, дизъюнктор, инвертор) и электронные схемы;примеры применения форм мышления (понятия, суждения, умозаключения, доказательства), логических операций для решения задач из разных областей науки.уметь:строить таблицы истинности для логических выражений в тетради и в электронных таблицах на компьютере; анализировать и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами; решать логические задачи с помощью теоретических сведений в тетради и в электронных таблицах на компьютере;анализировать электронные схемы.использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:знать как используются формы мышления, логические операции для решения задач из разных областей науки; понимать, что логика – это важный аппарат решения разнообразных задач из информатики, математики, смежных областей знаний, практики. Психолого-педагогическое объяснение спецификивосприятия и освоения учебного материалаобучающимися в соответствии с возрастными особенностямиСтарший школьный возраст (юношеский) - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости.Одним из способов повышения эффективности обучения является целенаправленное формирование мотивов учения. Одна из преобладающих потребностей возраста - познавательная.Старшие школьники проявляют интерес к заданиям, позволяющим исследовать и экспериментировать, создавать новое, не имеющее аналогов. В частности, в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач. Важно поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения, умение сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Обоснование образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихсяВ своей педагогической деятельности использую следующие технологии:информационно-коммуникационныеличностно-ориентированный поход дифференцированный подход к обучению игровые (деловые и ролевые игры) Календарно-тематическое планирование{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}№урокаТема урокаТип урокаФормы контроля1Формы мышленияУрок изучения нового материала2Логическое умножение, сложение и отрицание. Таблицы истинности.Урок изучения нового материалаЛогический дикдант3Практическая работа «Ввод логических функций с помощью электронных таблиц»Урок - практикум4Логические выраженияУрок изучения нового материала5Решение задач по теме «Логические выражения»Урок - практикумСамостоятельная работа6Логические функции. Функции импликации и эквивалентностиУрок изучения нового материала7Логические функции. Функции импликации и эквивалентностиКомбинированный урокСамостоятельная работа8Решение задач по теме «Логические функции»Урок - практикум9Логические законы и правила преобразования логических выраженийУрок изучения нового материала10Решение задач по теме «Логические законы и правила преобразования логических выражений»Урок закрепления изучаемого материала.Самостоятельная работа11Решение логического уравненияУрок закрепления изучаемого материала12Решение логических задачУрок - практикум13Базовые логические элементыКомбинированный урокЛогический дикдант14Сумматор двоичных чиселКомбинированный урок15ТриггерКомбинированный урок16Изображение логических схем в редакторе схем.Комбинированный урокСамостоятельная работа17Решение задач по разделу «Основы логики»Урок обобщения и систематизации знаний 18Контрольная работа «Основы логики и логические основы компьютера»Урок проверки знаний Контрольная работа Разработка урокаТема: Решение логических задач Тип урока: урок - практикум Цели урока: образовательная - выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Решение логических задач»; закрепить понятия алгебры логики и отработать навыки использования ее для решения логических задач; развивающая - развивать логическое и творческое мышление обучающихся, сообразительность, наблюдательность; развивать умение формулировать выводы и аргументировано отстаивать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы; развивать у обучающихся познавательную активность; развивать память и внимание;Воспитательная - создать условия для формирования адекватной самооценки обучающихся, толерантного отношения друг к другу; воспитывать культуру общения. Технология: деловая играФормы обучения: групповаяОборудование и материалы к уроку: компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация; карточки..





Структура урокаОрганизационный момент (1 мин)Определение темы и цели урока (3 мин)Проблемная ситуация (1 мин)Решение задачи № 1 (10 мин) Решение задачи № 2 (10 мин) Решение задачи № 3 (7 мин)Решение задачи № 4 (7 мин)Рефлексия (3 мин)Итог урока (3 мин)




Деловая играНет ничего более неясного, чем очевидный факт. Шерлок Хомс
урок детективного расследованияРешение логических задач

магазин «Акигол»Обеденный перерыв магазин «Акигол»Я думаю, что украсть могли Н. Петров или Р. Сидоров. Но Николай Петров этого точно не делал, так как мы вместе обедали. Следовательно, украл Роман Сидоров. Логическое выражение
Роман Сидоров1 след Грузчиков всего 4 человека, и все они живут на разных улицах. Необходимо установить, на какой улице живет Сидоров.Грузчики Воронов, Петров, Соловьев и Сидоров работают в магазине «Акигол». Один из них живет на Московской улице, другой – на Пушкинской, третий – на Арбате, а четвертый – на Ждановской. Известно, что ни Воронов, ни Соловьев не живут на Ждановской улице;жители улицы Пушкинской и Арбата в субботу уезжали на дачу к Петрову;житель Арбата пишет электронные сообщения Сидорову и Воронову;Соловьев почти не знаком с Вороновым.На какой улице живет Сидоров?
{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}МосковскаяПушкинскаяАрбатЖдановскаяВоронов+---Петров---+Соловьев--+-Сидоров-+--2 следУлица Пушкинская
Решаем тестЧисло 4 и есть номер дома, где живет Роман СидоровСосчитайте, сколько вариантов ответов б) 3 след

Этот дом подлежит сносу, поэтому только в двух квартирах остались жители. На дверях двух квартир висят таблички с надписями. Причем, известно, что утверждения на табличках либо оба истинны, либо оба ложны. Надписи гласили:По крайне мере в одной из этих квартир живет Роман СидоровИван Невинный в другой квартиреЗа какой дверью живет Сидоров?Квартира № 2



Следствие закончилось, преступник найденАкигол
РефлексияНазовите тему урока____________На уроке я работал активно / пассивноСвоей работой на уроке доволен / не доволенМатериал урока мне был понятен/не понятен Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях. Аристотель Спасибо всем за урок Список литературыИнформатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001Молодцов В. А., Рыжикова Н. Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 10 класс / Составитель А. Х. Шелепаева. – М.: ВАКО, 2012Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение, 1996 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998Возрастная и педагогическая психология.//Под ред.А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1990. Н.В.Барышникова Нестандартные уроки 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007