Презентация по теме исследования: Опытно-экспериментальная работа по реализации современных технологий оценки образовательных результатов


Опытно-экспериментальная работа по реализации современных технологий оценки образовательных результатов в СПО (на примере курса «Информатика и ИКТ») Рассматриваемые вопросы: Критерии и показатели оценки образовательных результатов по курсу «Информатика и ИКТ».Анализ оценки образовательных результатов на констатирующем этапе исследования.Разработка и внедрение в практику преподавания курса «Информатика и ИКТ» комплекса оценочных средств на основе использования современных технологий оценки образовательных результатов.Анализ оценки образовательных результатов на контрольном этапе исследования. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что требования, предъявляемые на сегодня к системе образования, в том числе и СПО, требуют изменения и подходов к оценке образовательных результатов как одной из основополагающих составных образовательного процесса.Преобразования, происходящие в последние десятилетия в Российской Федерации, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества. Данные изменения не могут не коснуться образования, в том числе и профессионального. В связи с этим в последние годы система профессионального образования подверглась существенным изменениям, которые связаны с принятием федеральных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на формирование компетенций у выпускников СПО Для проведения опытно-экспериментальной работы необходимо выделить критерии и показатели оценки образовательных результатов.Е.А. Шашенкова критерий определяет как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления» [80, С. 43]. По определению Р.И. Юнацкевич показатель - количественная и/или качественная характеристика одного или нескольких свойств предмета исследования [81, С. 32].Принимая во внимание данные положения, а также проанализировав требования к образовательным результатам, изложенные в ФГОС среднего профессионального образования по специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Физическая культура» [30] и Рабочей программе учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» [82] можно сделать вывод, что в качестве образовательных результатов среднего профессионального образования выступают общие и профессиональные компетенции. Таблица 1 - Критерии и показатели оценки образовательных результатов по курсу «Информатика и ИКТ»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КритерииПоказателиДиагностические методикиКогнитивный - знания по предмету- знает правила техники безопасности при работе за компьютером;- знает методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации;- имеет представления об основных информационных процессах (обработка, хранение и передача информации);- знает архитектуру компьютера (основные характеристики компьютеров, многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру), виды программного обеспечения ПК;- имеет представление о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);- знает технологию поиска информации на компьютере.Тест по предмету {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Содержательно-процессуальный - необходимые умения (профессиональные компетенции)- соблюдает правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;- умеет создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий; - осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;- осуществляет отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся.Задания для самостоятельной работы по предметуЛичностно-профессиональный - применение знаний предмета в профессиональной деятельности (общие компетенции)- организовывает собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.- оценивает риски и принимает решения в нестандартных ситуациях.- осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.- использует информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.- имеет навыки работы в коллективе и команде.Опросные листы (заполняются преподавателем по результатам наблюдения) Анализ оценки образовательных результатов на констатирующем этапе исследования С целью проверки положения о то, что использование комплекса оценочных средств, разработанных на основе современных технологий оценивания, будет способствовать повышению образовательных результатов, проведено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Базой эксперимента стало Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение тюменской области «Голышмановский агропедагогический колледж». Экспериментальным исследованием было охвачено 50 обучающихся по специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Физическая культура». Выделим цели и задачи каждого этапа исследования. Цель констатирующего этапа: проанализировать образовательные результаты обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах» на начало проведения исследования.Задачи констатирующего этапа:- определить критерии для оценки образовательных результатов;- провести диагностику образовательных результатов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах»;- проанализировать результаты диагностики.Цель формирующего этапа: Разработать и внедрить в практику преподавания курса «Информатика и ИКТ» комплекс оценочных средств на основе использования современных технологий оценки образовательных результатов.Задачи формирующего этапа:- разработать комплекс оценочных средств на основе использования современных технологий оценки образовательных результатов по курсу «Информатика и ИКТ»;- внедрить разработанные материалы в практику преподавания предмета в экспериментальной группе.Цель контрольного этапа: сравнить и проанализировать результаты, полученные до и после проведения экспериментального исследования, сформулировать основные выводы.Задачи контрольного этапа:- провести диагностику образовательных результатов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах»;- проанализировать результаты диагностики;- сравнить полученные результаты с результатами констатирующего этапа эксперимента;- сформулировать выводы. Результаты, полученные по каждому из критериев, представлены в виде диаграммыДиаграмма 1 - Уровни сформированности когнитивного критерия образовательных результатов на констатирующем этапе эксперимента Вывод Результативность проведённой работы была подтверждена на контрольном этапе исследования, который позволил сделать вывод о том, что использование комплекса оценочных средств, разработанных на основе современных технологий оценивания, способствует повышению образовательных результатов.