Презентация исследовательской работы Категория одушевленности в русском языке


Категория одушевленности в русском языкеВыполнил ученик 5 класса «Е»МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла РТДопчут Серен Херелович.учитель: Ким-оол Чечек Семеновна В школьных учебниках русского языка мало говорится о категории одушевленности и неодушевленности. Но она представляет собой один из интереснейших лингвистических феноменов. Поэтому данное исследование является актуальным. Цель :Проанализировать информацию о категории одушевленных существительныхРассмотреть колеблющийся грамматический показатель одушевленности и неодушевленности Задачи:1. Сбор и анализ информации по спорным вопросам по теме.2. Анализ и систематизация имеющейся информации по категории одушевленности Объект исследования – категория одушевленности и неодушевленности в русском языке.Предметом исследования избраны одушевленные существительные Методы:Поисковый методТеоретический анализ специальной литературы Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что подробно изучая категорию одушевленности в русском языке, мы пополним свои знания. Новизна : рассматриваются одушевленные в существительные, которые в курсе школьной программы даются как неодушевленные. В тувинском языке нет такой категории, но есть слова, которые представляют интерес. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть представлены в форме сообщения на уроке, на школьной НПК, также могут быть помещены в школьной газете. Что такое «одушевленный» и «неодушевленный» предмет? Отнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое. Как определяется одушевленность имени существительного? Совпадение формы вин. и род. падежей в ед. и мн. числе у сущ-х мужского рода  (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во мн. числе у сущ-х жен. и ср. рода (вижу женщин, животных). Одушевлённые существительные:Боги и мифические существа, представляемые как живые.Названия шахматных и карточных фигур.Существительные, называющие кукол.Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник. Почему мертвец, покойник одушевленные?Род. п. Мн.ч. нет мертвецов, покойников, усопшихВин. п. Мн.ч. виню мертвецов, покойников, усопших. Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные?Грамматическое обобщение семантики выражается в морфологическом показателе неодушевленности:(В.п. = И.п.): вижу толпы, народы, стаи, стада и т.п. Имена существительные, обозначающие растения – неодушевленные. Ученые отмечают: «...под живым понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам» Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные. Микробиология изучает различных бактерий. – Бактерии можно идентифицировать по свойствам. Она уносит с собой свои куклы  – Перед сном она играла и кормила кукол. К неодушевлённым относятся существительные:Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско.Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь (не имеют грамматического показателя одушевлённости)  В тувинском языке нет категории одушевленности.Одушевленным считается только человек, а также совокупность живых существ: народ, войско, молодежь и др. (не как в русском языке!) Кым? Кижи, башкы. Кымнар? Чон, студентилер, аныяктар Это интересно! Сказочные герои – Аскак-кадай, Ак-Сал ирей – одушевленные!Но в тувинских сказках злая колдунья Чылбыга (подобие русской Бабы яги) и отрицательные герои Шулбус, Аза - неодушевленные! А мыслятся-то как одушевленные!Очень много спорных слов. Например, Бурган. Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные. Заключение.Одушевленные и неодушевленные сущ-е обозначают предметы, осмысливающиеся как живые и неживые. 1) мыслимый как бывший живым (мертвец, покойник);2) мысленно представляемый живым (русалка, леший);3) мыслимый как подобие живого (кукла, валет,);4) мыслимый как совокупность живого (народ, толпа). Таким образом, категория одушевленности и неодушевленности отражает установку человеческого мышления. Спасибо за внимание!