Презентация Преемственность в обучении математики и условия развития функциональной грамотности в начальном и среднем звене


Преемственность в обучении математики и условия развития функциональной грамотности в начальном и среднем звене Подготовила Сиротина Г.В. Проблема преемственности обучения снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднее звено из-за рассогласованности в них образовательного процесса на организационном, содержательном и методическом уровнях; Причины возникновения рассматриваемой проблемы 5-й класс – это переход из начальной школы в среднюю, и из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и учебного характера:возрастает состояние стресса;анонимность в первые месяцы способствует негативным проявлениям личности;увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания;переутомление;кабинетная система и много учителей;отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению к изучению.сложность адаптации к учителям; Все эти причины неизменно влияют на качество успеваемости. Цель и способы ее достижения Добиться сохранения качества уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систем Направления преемственности Обеспечение решения важных задач начального образования:-адаптация к окружающей природной и социальной среде; формирование нового социального статуса ученика- овладение разными видами деятельности(учебной, трудовой,коммуникативной и др.);-формирование личностного отношения к окружающему, этических и нравственных норм, самоконтроля и самооценки;-определение уровня общей эрудиции, характеризующей готовность дк дальнейшему обучению Проблемы преемственности Выделение дополнительного времени – сверх отведенных 45 минут – на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу (приходя в 5 класс, ребята, еще не начав писать контрольную работу, спрашивают: “А можно будет дописать работу после звонка или после уроков?”).Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних или творческих работ (иногда родители, обладая большим запасом знаний, “забегают” намного вперед).Пассивность большинства обучающихся в процессе обучения (дети предпочитают “отсидеться” на уроке тихо, а не активно участвовать в работе).Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса “психологического барьера” – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе.Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач.Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях). Специальные математические знания, умения и навыки Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание таблицы умножения).Ошибки в письменном делении многозначных чисел, особенно при получении нуля в частном.Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) (дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на рисунке или схеме).Недостаточное развитие графических умений.Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (порой слышишь в ответах действие: плюс или минус, вместо сложения или вычитания).Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует постоянного вкрапления элементов повторения на уроках). Качество знаний по математике по итогам годовых отметок 4 класса и входной контрольной работы в 5 – ых классахи среза за 1 четверть Рекомендации учителям- предметникам. Посещение  уроков  в  выпускных  классах  начальной школы  педагогами-предметниками,  классными  руководителями  будущих пятых  классов  с целью  знакомства  с  технологией  обучения  в начальной школе, форм и метод организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога сдетьми  учащихся  между  собой  для  использования  приемов  обратной  связи  в  5-ых классах, программой и системой требований учителей начальной школы. Утверждается  график  проведения  контрольных  работ,  согласуются  контрольно-измерительные материалы  по  предметам.Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы с целью наблюдения  за  детьми  в  адаптационный период. Рекомендации  учителей начальной школы  учителям-предметникам  по  организации  индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся. Проводить анализ работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ. ПАМЯТКА  ПЕДАГОГАМ,  РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ. Преподавателям  постоянно  анализировать  свою   деятельность, стремится   обновлять   методы   и   приемы   обучения   с  целью осуществления  личностно-ориентированного   подхода   к   каждому школьнику.Во  втором  полугодии  в  4-х  классах  педагогам  начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов,  которые они  будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной  для  ребят  манере  представить   будущие   предметы,  рассказывать   об   особенностях   обучения  в  средней  школе  в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.Учителям начальной школы готовить на каждого  ученика 4-го  класса  развернутую  характеристику,  в  которой  нашли  бы отражение   личностные   и    характерологические    особенности, интеллектуальные  возможности,  в  том  числе  темп деятельности, мотивы  учебной  деятельности,  интересы,   самооценку,   уровень притязаний.  А  также особенности семейной ситуации,  положение в группе сверстников. ПАМЯТКА  ПЕДАГОГАМ,  РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ. Преподавателям-предметникам  5-х  классов,  будущим   классным руководителям   знакомиться   с   характеристиками  учащихся  4-х классовНа первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно  оценочную деятельность  строить  в  авансирующем ключе,  подробно объяснять школьникам,  за что они получили ту или  иную  оценку.  Оценочная деятельность   должна   носить   стимулирующий  и  поддерживающий характер.Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам   самостоятельной,   контрольно-оценочной  деятельности, учить работать в  умственном  плане  действий. Преподавателям   учитывать,   что   в   средней  школе  падают познавательные мотивы  учебной  деятельности,  на  смену  ведущей деятельности   ребенка   -   учебе   - приходит  новая  ведущая деятельность - общение.  Для поддержания мотивации к учебе больше использовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке, поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на продуктивный   уровень  обучения  (развивать  умения  находить  и сопоставлять   несколько   способов   решения   задачи,    искать нестандартные способы решения).