«Профилактика нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста с ОНР в условиях логопедического пункта »


«Профилактика нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста с ОНР в условиях логопедического пункта » Автор: Моргай Татьяна Витальевна,  учитель-логопед  ПМПК   г. Мариуполь
style.rotation


"Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания обучения грамоте."  К.Д.Ушинский
style.rotation
style.rotation
style.rotation Устная речь выделила человека из животного мира, а письменную речь надо считать величайшим изобретением, давшим человеку способность к абстрактному мышлению.
style.rotation
style.rotation
style.rotation Нарушения письменной речиДля обозначения недостатков письменной речи употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо» - читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Их основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Виды ошибок при чтении и письме

Одной из причин нарушения письма(дисграфии) и нарушения чтения ( дислексии) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
style.rotation
style.rotation Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. Звуковой анализ - расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательностиСинтез- сочетания звуковых элементов в единое целое.


Профилактика нарушений письма и чтения предполагает формирование зрительного восприятия, формирование пространственного восприятия, закрепление функции фонематического анализа, и синтезаразвитие памяти, вниманияформирование пространственных представленийзакрепление операций слогового анализа и синтезаигры и задания на изучения буквработа над предложением
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y С этой целью в занятия включаются следующие упражнения
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Игры и задания на изучения буквподбор зрительного образа к букве,конструирование и реконструирование букв с помощью счетных палочек, картонных элементов, изготовление букв из проволоки, семечек, гороха знакомство с объёмным вариантом буквы, закрепляют её образ при лепке, вырезании, складывании из геометрических фигур. Осуществляется развитие тактильного образа буквы – дети обводят буквы из пенопласта, наждачной бумаги, узнают буквы наощуп, отгадывают с закрытыми глазамиДети упражняются в узнавании букв в усложнённых условиях – на зашумлённом фоне, наложенном изображении, узнают недописанные, неправильно написанные буквы Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.





«Поймай звук»(выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).«Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его: Т, А, У, К, Т, М, П, К; ПА, МА, КА, ИТ, ИК;
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation «Придумай слово».У меня есть шкатулка. В неё спрятан какой-то секрет. Но без вашей помощи я не смогу открыть замок. Чтобы его открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно».
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation «Слова рассыпались» Все назвали пароль правильно. Молодцы! Шкатулка открылась. А в ней карточки с «рассыпанными словами» Я предлагаю Вам составить из них слова. О р з аА р кА р п т аУ к р аО д в а

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation «Волшебные цепочки»Аист - лунаЭто старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома — Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Ночью на небе одинЗолотистый апельсин.Миновали две недели,Апельсина мы не ели,Но осталась в небе толькоАпельсиновая долька.


С ветки в речку упадёт, И не тонет, А плывёт.Ловко прячется в норе,Любит шарить во дворе!Схватит куру - и в леса!И зовут её ... С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают.Увеличительное стекло в оправе АистЛистлисАлиПалУпалуНа
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation



style.rotation «Поиграем с буквами»«Сломалась буква»“Найди спрятанные буквы А” «Пластилиновые буквы»«Необычный конструктор»
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Ребусы
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y Работа над предложениемСоставление графических схемСоставление предложений по графической схемеОпределение места слова в предложении ( какое по счёту)Определение количества слов в предложенииРабота с деформированной фразойМама, шары, подарить, Родион. Рома, топор, дрова, рубить. В розах растут сады. Арбуз купил Артёма. Маша идёт в школу. Девочка поливает цветы.
style.rotation









К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы. 


завниманиеСпасибо
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation