Презентация: Методический семенар Технология сопровождения детей с ЗПР в общеобразовательном учреждении


Методический семинар: «Технология сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного учреждения»Богачева Анна СергеевнаУчитель-дефектолог МОУ СОШ №1 Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме не человека. Ян Амос Каменский В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально развивающихся сверстников – актуальная задача для общеобразовательного учреждения.Школа должна развивать каждого ребёнка, признать уникальность его личности, дать ему качественное образование. Дети с ограниченными возможностями здоровья "могут реализовать свой потенциал при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития" ( выдержки из основных для детей с ограниченными возможностями здоровья) положений Концепции специального федерального образовательного стандарта . Одна из основных причин трудностей в обучении и воспитании у учащихся - особое состояние психического развития личности. Оно в дефектологии получило название " задержка психического развития" или ЗПР. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную и разнообразную группу. Дети с задержкой психического развития составляют около 50% неуспевающих учащихся, то есть каждый второй неуспевающий ученик - это ребёнок с ЗПР.А ведь такая проблема преодолима. В основе школьной неуспеваемости детей с задержкой психического развития находится нарушение их умственной работоспособности. Дети с ЗПР достаточно хорошо воспринимают помощь взрослых и способны переносить усвоенные способы и приёмы умственных действий на новые, похожие задания. Теоретические аспекты сопровождения ребёнка с ЗПР.Особые образовательные потребности детей с ЗПР: 1. Получение специальной помощи сразу после выявления нарушения в развитии. 2. Непрерывный коррекционный процесс, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным обучением. 3. Обеспечение коррекционно-развивающей направленности при обучении основным предметам в школе. 4. Непрерывный контроль за учебно-познавательной деятельностью ребёнка, чтобы добиться такого её уровня , который позволяет ребёнку с ЗПР самостоятельно справляться с учебными заданиями. 5. Обеспечение доступности образовательной среды с учётом быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса детей с задержкой психического развития. 6. Регулярное стимулирование познавательной активности, пробуждение интереса у ребёнка к себе, к окружающему миру. 7. Помощь детям в осмыслении получаемых знаний, в формировании универсальных учебных действий. 8.Комплексное сопровождение: медицинская помощь, специальная психо-коррекционная помощь для компенсации дефицита эмоционального развития и формирования сознательной деятельности и приемлемого в обществе поведения. 9. Максимальное расширение социальных контактов: с членами семьи, со взрослыми людьми, со сверстниками, с малышами. 10. Активное взаимодействие семьи ребёнка с задержкой психического развития и образовательного учреждения. Сотрудничество родителей и руководителя школы, родителей и учителя, родителей и педагога-психолога, родителей и социального педагога, родителей и медицинского работника школы и т.д. Все специалисты должны работать согласованно во благо ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.  Характерные особенности детей с задержкой психического развития. 1. Физические и моторные особенности. Затруднение в координации движений, недостатки мелкой моторики, трудности в ориентации в пространстве. При это может быть излишняя двигательная активность: бесчисленное движение руками, ногами, ребёнок может вертеться на месте. 2. Быстрое утомление - серьёзное препятствие к формированию универсальных учебных действий. 3. Инфантилизм в психическом развитии. Он приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы. У детей не сформирована произвольная регуляция поведения, снижена познавательная активность и мотивация поведения, наблюдается низкий уровень самоконтроля. 4. Уровень развития интеллекта не подходит к возрасту ребёнка. Происходит отставание в развитии функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. 5. Речь ребёнка с задержкой психического развития бедна и примитивна. Часто у него имеются дефекты произношения. 6. Внимание сохраняется с трудом при выполнении даже игровых заданий. Дети легко отвлекаются и очень быстро устают. 7. Низкий уровень восприятия. 8. Сюжетно-ролевая игра как высшая форма игровой деятельности не сформирована. Дети с задержкой психического развития нетерпеливы и легко возбудимы в играх со сверстниками, испытывают трудности при соблюдении своей очереди в игре. Они часто прерывают других или вторгаются в игры других детей. 9. Особенности обучения в школе. Ведущий вид деятельности у таких детей - игра. Дети с ЗПР не воспринимают школьные требования, совсем не интересуются учёбой, слабо подчиняются правилам поведения в школе. Из-за низкого уровня самоконтроля они пропускают уроки, не выполняют домашние задания, отстают в усвоении учебного материала. Уже в первом классе у детей с задержкой психического развития складывается отрицательное отношение к обучению в школе. Формируется и растёт чувство неполноценности. Это ещё более усугубляет ситуацию. К концу 1 класса у большинства детей с ЗПР выявляются такие нарушения, которые не позволяют детям справляться с учебной программой: элементарный счёт вызывает трудности, есть серьёзные фонетические проблемы, из-за которых нарушается письмо и чтение. Не смотря на обилие препятствий при обучении детей с задержкой психического развития, у таких учащихся есть положительные моменты. При ЗПР при своевременной психолого-педагогической , на которые стоит опираться специалистам в своей деятельности:1. работе наблюдается полная обратимость симптома.2. Недоразвитость высших психических функций носит временный характер.3. Моторику можно развить до высокого уровня. Движения у ребёнка становятся быстрыми, ловкими.4. При задержке психического развития отсутствуют грубейшие нарушения произношения, лексики, грамматики. При правильном обучении фонематический слух развивается. Дети с ЗПР активно обращаются к учителю за помощью.5. В игре дети с ЗПР активны. Они могут принимать самостоятельные решения.6. У таких детей относительно сохранна познавательная деятельность.7. Дети с задержкой психического развития могут самостоятельно находить свои ошибки и решать задания аналогичные данным.8. Зона ближайшего развития у детей с ЗРП значительно выше, чем у детей с умственным отставанием. Цель сопровождения: обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). На наш взгляд, при составлении индивидуальной программы следует ориентироваться не только возрастные нормы, но в большей степени – на уровень актуального развития ребенка.Задачи сопровождения:предупреждение возникновения проблем развития ребенка;помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;психологическое обеспечение образовательных программ;развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Вариативные приемы обучения: Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников