Стендовая презентация Обогащение словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой родного края


Комитет образования,культуры,спорта и работы с молодёжью Администрации города КостромыМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы „Детский сад № 59“ „Обогащение словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой родного края“ Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Полтавская Ольга Анатольевна Характеристика группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи В МБДОУ «Детский сад №59» осуществляет свою деятельность одна группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи В 2015-2016 учебном году группу посещают 16 детей 6-7 лет с ОНР В группе работают следующие специалисты и педагоги: учитель-логопед Полтавская О.А.;воспитатели: Кузнецова В.А.,Груздева Т.Ю.Осуществляется взаимосвязь с Администрацией, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, педагогом- психологом, медмедицинскими работниками... Основные задачи коррекционной работы:- постановка, автоматизация, дифференциация звуков;- развитие словаря детей;- развитие грамматического строя речи;- развитие связной речи;- обучение грамоте;- развитие артикуляционной и мелкой моторики... Одним из ведущих направлений работы ДОУ является экологическое воспитание детей на краеведческом материале. Особенности развития словаря детей с ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) — это речевые расстройства, при которых у детей с нормальным уровнем слуха и интеллекта наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики. В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.) отмечается, что у детейс общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. В своей коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР я заметила, что для них характерна ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употреблении слов, многочисленные вербальныхе парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря,стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний. Поэтому своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Большую помощь в обогащении словаря детей с ОНР и развитии познавательного интереса детей оказывает изучение лесических тем, связанных с изучением природы родного края, подбор и использование речевого и наглядного материала краеведческого содержания,оформление логопедических альбомов,создание рукописных книг о природе,мини-музея „Природные богатства Костромы“, экологических игр и пособий,выпуск экологических газет,проведение экологических проектов... Задачи словарной работы на природоведческом содержании- обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе - закрепление и уточнение словаря- активизация словаря- устранение из речи детей нелитературных слов Содержание словарной работы Словарная работа связана со всей коррекционно-развивающей и воспитательной работой в ДОУ. Прежде всего дети усваивают:  - бытовой словарь:название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений. -природоведческий словарь: названия явлений природы, растений, животных. - обществоведческий словарь:слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) - эмоционально-оценочную лексику:слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный); качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок); образование синонимов (пришли, приплелись; засмеялись, захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова в собственном лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый). - лексику, обозначающую время, пространство, количество. Принципы словарной работы В логопедической работе ,направленной на обогащение словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой Костромского края я учитываю следующие принципы:-единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;-опора на активное и действенное познание окружающего мира;-связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;-использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;-решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;-семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование). Речевой и наглядный материал на развитие природоведческого словаря В процессе изучения лексических тем :„Наш город“, „Наша улица“, „Лес.Деревья“, „Цветы“, „Дикие животные“, „Перелётные птицы“,“Зимующие птицы“, „Насекомые“, „Времена года“, я стараюсь включать речевой и наглядный материал, направленный на ознакомление детей с природой Костромского края , что способствует обогащению и активизации природоведческого словаря детей:- стихи о природестихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают большие по объему стихи с эпитетами и метафорами.- беседы- пословицы и поговорки- чистоговорки- потешки- заклички- песни-рассказы (широко использовалось чтение художественной литературы: эффективным, на мой взгляд, является сочетание на одном занятии нескольких произведений по принципу сходства или противоположности описания природного явления, животного, растения. Например: сравнение первого снега, описанного А. Пушкиным и Г. Скребицким; описание сосулек Э. Шимом и Г. Поташниковой; описание щенков в произведениях К. Паустовского и Е. Чарушина; и т.п.)- сказки (путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству,сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами...) Приёмы лексической работы в процессе ознакомления детей с художественной литературой природоведческогосодержания -лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);-объяснение значений слов педагогом; подбор однокоренных слов; лексические упражнения на подбор антонимов, синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.-чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства. Особенности описания природного явления, внешнего вида животных, птиц, растений посредством музыки и картин сравнивается с их описанием в художественной литературе. Так на занятии «Зима» при рассматривании репродукций картин И. Шишкина «Лес», К.Ф. Юона «Русская зима» использовалась музыка П.И. Чайковского «Времена года»; сравнение описаний зимы в стихотворениях С. Есенина, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева сопровождалось просмотром слайдов. В ходе беседы детям задавались вопросы, уточняющие их знания, активизирующие словарь: проводились лексические упражнения. Лексическая работа в процессе НОД по ознакомлению природой родного края В процессе обучения предусматривалось осознание наличия различных значений полисемантичных слов; формирование лексических значений многозначных слов детьми; понимание и подбор антонимов и синонимов к прилагательным, многозначным словам; активизация усвоенных слов в связных высказываниях. На речевых занятиях и во внеучебной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Антонимические и синонимические сопоставления,составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей. Экологические проекты В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи ежегодно разрабатываются и релизовываются детско-родительские экологоческие проекты:- «Лесное царство Берендея»- «Лесная сказка»,- «Волшебный мир цветов»,- «Поле.Хлеб»,- «Логоцветик»,- «Волшебная клумба для Звукового города».- «Море.Океан»,- «Природные богатства Костромы»- «Лесная азбука»... Увеличение активного словаря создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений , начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные ( овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, деревья...) Мини-музей «Природные богатства Костромы» Профиль: познавательно-экологическийЦель: расширение знаний детей о природе родного города Костромы,развитие речи детей, воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе...Задачи:- расширять представление детей о природных комплексах города Костромы (парках,скверах аллеях...),- закреплять понимание детьми значения слов: парк, сквер,аллея, газон, клумба,площадь,сад,лес и т. д.- обогащать словарь детей по лексики-грамматическим темам «Наш город», «Наша улица», «Деревья и кусты», «Цветы»,- развивать связную речь детей,- привлечение родителей совместно с детьми к улучшению экологической обстановки в городе,- воспитывать любовь к природе, стремление содержать в чистоте и украшать родной город, приумножать его природные богатства ,участвовать в озеленении города Костромы... Экологические газеты В ходе экологических проектов в каждой группе для родителей выпускается экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем».Выпуски газеты направлены на расширение знаний детей о природе Костромского края, на развитие словаря детей :« Сад- огород»,«В гостях у царя Берендея»,«Как рубашка в поле выросла»,«Мир цветов»,«Зелёный город Кострома»,«Лесная азбука»... Экологические игры и пособия В логопедической группе используются игры природоведческого содержания:- настольно-печатные( „Ботаническое лото“, „Зоологическое лото“,„Изучаем мир животных“, „Кроссворды“...);- подвижные игры со словами,- логоритмические игры и упражнения,- сюжетно-ролевые игры,- театрализованные игры...Изготовлены дидактические пособия:-мнемотаблицы,-планы-схемы для составления описательных -рассказов о временах года,-панно«Волшебный цветок»,-панно«Лесное царство берендея»,-панно «Цветочный календарь»,-рукописная книга «Лесная азбука»... Положительная динамика развития словаря детей с ОНР при ознакомлении с природой родного края Выводы:В ходе коррекционно-развивающей работы следует отметить ,что использование речевого и наглядного материала краеведческого содержания, оформление логопедических альбомов, создание рукописных книг о природе, мини-музея „Природные богатства Костромы“, экологических игр и пособий, выпуск экологических газет, проведение экологических проектов оказывали положительное воздействие на развитие речи детей с ОНР. Способствовали обогащению словаря, закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, формированию грамматического строя языка, закреплению речевых умений и навыков. Перспектива развития словаря детей с ОНРна природоведческом материале Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников с ОНР. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений. Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.