Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом.


Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. В.А. Сухомлинский Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность. Бернард Шоу Задумываемся и обсуждаем: что происходит сегодня с уроком; насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием; как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения; как меняется позиция учителя и ученика. Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Общие подходы к организации современного урока усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры; практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний; направленность на развитие мышления, практических навыков; расширение коллективных форм работы, прикладной характер изучаемого материала ; дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы Модели дидактических систем традиционная (классно-урочная); модель технологизации образования; модель компетентностного подхода. Традиционный урок Положительные стороныТо, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку в голове на традиционном уроке.Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.Организация традиционного урока проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.Меньше тратится времени при подготовке к уроку, т.к. готовится чаще всего учитель.   Отрицательные стороныОчень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т.к. большую часть урока проводит сам учитель.Надоедает одно и то же, жалко «сильных учеников», т.к. «низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда.Скука на уроке снижает мотивацию к учению, снижается интерес к предмету, снижается успеваемость.Репродуктивные методы преподавания не отвечают современным требованиям общества.Учащиеся не отвечают современным требованиям, им труднее найти себя в жизни, они не умеют учиться и не умеют брать на себя ответственность. Технологизация образования изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными и взаимосвязанными; появилась культура проектирования урока с учётом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов; изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений; появилась возможность тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт). Компетентностный подход Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам. Подходы в совершенствовании современного урока 1. Использование инноваций в рамках традиционного урока.2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.  Инновационные обучающие технологии интерактивного характера Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности достижения целей урока. имитационные, ролевые игры;тренинги и тесты;игровое проектирование;мозговой штурм;творческие мастерские; мастер-классы;дискуссии, диспуты;технологии обратной связи;групповые (или парные) технологии;собственно информационно-коммуникативные технологии  Нестандартные формы организации учебного процесса как альтернатива традиционному уроку  урок- экскурсия (или путешествие);урок-исследование;урок-диспут;урок-суд;урок-пресс-конференция;видео-урок (аудио-, медиа-);урок-защита проекта;урок-викторинаУрок- поиск Урок – экспедицияУрок без учителяСтихотворно-музыкальный урокУрок пресс- конференцияУрок взаимообучения Интегрированные Урок – сказка,фантазияУрок- спектакльурок-тест;лекционно-семинарская и зачётная практика Основным преимуществом внедрения нестандартных форм организации учебного процесса на уроке является внесение разнообразия в текущие учебные будни, что влечёт за собой повышение учебной мотивации и – как результат – развитие творческих способностей учащихся и рост качества образования.  Приемы, способствующие эффективности урока Соуправление классомПриемы конструирования вопросовПриемы сочинительстваПрием «Найди ошибки»Подготовка учеников к докладамИллюстрирование тетрадейТехнология «Пластилин»Технология «Коллаж»Технология «Диспут»Технология «Дебаты» Игры-тренингиНеобычные способы повторенияВзаимоопрос по цепочкеИндивидуальные домашние задания Корзина идей» Составление кластера«Пометки на полях» Составление маркировочной таблицы ЗУХНаписание синквейна Написание эссеЛекция со «СТОПами» Прием “Корзина” идей, понятий, имен… Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ” Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию Знаю Умею Хочуузнать Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее Циклы. Переменные и действия над ними. Как найти сумму нескольких чисел Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Робота Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Написание синквейна” В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна 1 строка - одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. 5 строка –слово (словосочетание) резюме, которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Синквейн СнегПушистый, мягкийЛежит, хрустит, сверкаетБелоснежный ковёр покрыл землю. Красота! ДрузьяВерные, надёжные.Помогут, спасут, подскажут.Никогда не подведут товарища.Опора. Синквейн по литературе Стнквейн по математике 1. Прямые.2. Пересекающиеся, параллельные.3. Строим, проектируем, совмещаем.4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца.5. Бесконечность! Температура.Измеряемая, зависимая.Повышается, понижается – изменяется.Степень нагретости тела.Величина. Синквейн по физике Прием “Написание эссе” Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Прием Лекция со «СТОПами» Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “СТОПа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ») Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.). Эта методика эффективна для развития критического мышления. Общепризнанные знаки: «v» - если информация известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; «!» - сведения, которые вызвали интерес «?» - то, что осталось непонятным. Прием “Составление кластера” “Кластер”- это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить Это попытка систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Путиповышенияэффективностиурока Применение современныхтехнологий Совершенствованиепрофессионализмапедагога Личностно-ориентированный подход Постановка конкретныхцелей и задач Мониторингдостижения планируемых результатов Современноеоснащениеучебного процесса формы методы приёмы сослабоуспев. с одарёнными Работа поИП Грамотноепланированиеурока психолог.перестройка повышениемотивации вытработкановыхкомпетент. Учитель. Суетливый, крикливый Объясняет, объясняет, ждет Когда окончится эта пытка? Бедолага! Учитель – какой он?Синквейн Учитель – какой он?Синквейн Учитель Добрый, знающий. Учит, воспитывает, помогает. Настоящий друг! Мастер. Учитель – какой он?Синквейн Учитель Душевный, открытый Любящий, ищущий, думающий. Много идей - мало времени. Призвание. * Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно! Традиционная дидактика Современнаядидактика Ребята, давайте все вместе искать истину! Деятельность учителя Деятельность ученика СОвместная деятельность учителя и ученика Какой урок по вашему мнению можно считать эффективным?От чего зависит эффективность урока? Конкретность поставленной цели и задачи Создание ситуации успехаОбучение через открытиеДемократичность и открытостьРезультативностьКачество учебного материалаФормирование ключевых компетенцийСпособность ученика проектировать свою деятельностьРазнообразие методов, приёмовНаличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. ТворчествоПедагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КРИТЕРИи Вместо послесловия... «Школа - это не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа –это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовать мечты детей». А. А. Захаренко - народный учитель