Презентация к родительскому собранию на тему Развитие фонематических процессов у детей 5-7 лет


Формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления. способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ умение определять линейную последовательность звуков в слове;умение определять позицию звука в слове;осознание или подсчёт количества звуков в слове. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯРазвитие неречевого слуха; Развитие речевого слуха; Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов. I этап: Развитие неречевого слухаРазвивать способность узнавать и различать неречевые звуки;Развивать слуховое внимание и слуховую память. Предлагаемые игры:«Что звучало?» «Где звучало?» «Колокольчик» «Хлопни, как я!» «Дятел» II этап: Развитие речевого слухаЗадачи: Развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса;Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу;Дифференциация слогов и фонем.Можно использовать такие игры:«Далеко – близко» «Большой – средний – маленький» «Взрослый или детёныш?» «Телефон» Игры на различение слов, близких по звуковому составу * «Красный – зелёный»( показать предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный. ) «Цепочка» (Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три, например: мак, бак, так) «Подбери картинку»( выкладываем на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем даём ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже. «Какое слово лишнее?»(Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: например: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ) «Самое короткое слово» (произнести три слова, а ребенок говорит, какое слово самое короткое) «Самое длинное слово»(по аналогии с прошлым заданием) «Подскажи словечко!»(«Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает, отправляется в полёт винтокрылый … (вертолёт)». III этап: Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза словОпределяем количество слогов в словах разной сложности (игры: «Отбей слоги мячом», «Паровоз и вагончики», «Гусеница», «Тучка и зонтик»)Выделяем первый и последний звук в слове (игры: «Рыбалка», «Звуковые человечки», «Тарелочки», «Кепки», «Двухэтажный дом»)Определяем место, количество, последовательность звуков в слове(игры: «В каком вагоне едет Звук?», «Застегни пуговицу на рубашке», «Грибочек», «Клумба)Развиваем фонематические представления (игры: «Фишки», «Схема слова», «Экран телевизора», «Звёздное небо»).На этом этапе: Таким образом, проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!