Презентация по логопедии на тему Нарушения развития речи


ЛОГОПЕДИЯ Речь-это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усвоены знания.Н.И.Жинкин Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия является одним из разделов специальной (коррекционной) педагогики.Предметом логопедии является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия традиционно подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную, или сигникативную, функцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет). Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.Н. Ушаковой и др. Речь же представляет собой психофизиологический процесс реализации языка.Язык является средством общения, а речь — процессом общения В процессе формирования правильной речи учитываются общедидактические и методические принципы обучения. Выделим из них наиболее существенные для процесса нормализации речевой деятельности ребенка:-   принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития, реализация которого направлена на обогащение речемыслительной деятельности;-   принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, т.е. направленность на формирование речевого высказывания;-   принцип формирования элементарного осознания явлений языка: предполагается особая организация процесса развития фонематического восприятия, морфологических закономерностей, практических грамматических обобщений;-   принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е. направленность на преодоление речевого негатизма, стимуляцию речевой активности. В процессе логопедических и коррекционно-воспитательных занятий обеспечивается активная речевая практика в различных изменяющихся условиях общения и в разных видах деятельности. Логопедические методы работы с дети ОВЗ Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем. Огромная роль в этом процессе принадлежит воспитателю Словесные методы на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядный материал и т.п. Практические методы используют при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок и т.д. Логопедические методы работы с дети ОВЗ Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко-слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль особенно велика в формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушений голоса. Продуктивные методы более широко используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях. Логопедическое воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. В случае выраженных («тяжелых») нарушений речи важную роль играет перестройка речевой функции и формирование компенсаторных механизмов, замещающих нарушенное звено. Основные формы и виды речевых нарушений Нарушения устной речиРасстройства фонационного оформления:   афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;  брадилалия — патологически замедленный темп речи; тахилалия — патологически убыстренный темп речи;   заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;   дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;   ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;   дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Основные формы и виды речевых нарушений структурно-семантического оформления высказывания:   алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; афазия — полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.Нарушения письменной речиДислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения.Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. логопед может четко представить себе направление коррекционного обучения при выявлении каждой категории речевого расстройства: общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, при недостатках произношения звуков.