Презентация Ранний детский аутизм


Психолого-педагогическая помощь детям с искажённым развитием(ранний детский аутизм)
Аутизм (от лат. cлова ,,authos” - сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом
Основные клинические признаки аутизма:Трудности коммуникацииПобочные реакции на сенсорные раздражителиНарушение речиСтереотипность поведенияТрудности в социальном взаимодействии

Классификация РДА (Никольская О.С.)В зависимости от характера степени проявления симптомов принято выделять четыре группы РДА
I группаотрешённость от внешней средыотсутствие потребностей в контактахагрессивность, доходящая до патологиипочти не владеют навыками самообслуживаниянуждаются в постоянной помощи и поддержек взрослогоДети данной группы имеют наихудший прогноз развития



II группаотвержение внешней средымногочисленные страхистереотипные движенияимпульсивностьманерностьсимбиотическая связь с матерьюречь - односложнаяПрогноз развития более благоприятен: при соответствующей коррекционной работе эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе




III группаотвлечённые фантазии и интересыречь более развёрнутауровень когнитивного развития более высокменее зависимы от материв меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослыхуровень эмпатии низкийПрогноз развития достаточно благоприятен: при успешной коррекционной работе эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе



IV группасверхтормозимостьробкие, пугливые в контактахнеуверенны в себестремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективеэмоциональная зависимость от материчасто парциально одарённыев речи меньше штамповречь носит более спонтанный характерДети данной группы могут обучаться в массовой школе, причём иногда без специальной подготовки




Основные факторы социализации: 1. тяжесть, глубина аутистических расстройств 2. ранняя диагностика 3. возможно более раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико-психолого-педагогический характер 4. адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолженность, достаточный объем 5. единство усилий специалистов и семьи

Возможность социальной адаптации при отсутствии коррекционной работы
Психолого-педагогическая помощь детям с РДА
Специалисты, работающие с детьми с диагнозом РДА психиатр невропатолог психологРебёнок логопед муз. работник педагоги
Условия для успешного обучения1. опережающей готовности ребенка к школьному обучению в плане академических навыков; определенного уровня социальной адаптации, способности к жизни в коллективе; психолого-педагогической поддержки специалистов по коррекции РДА; достаточной дефектологической подготовленности учителя массовой школы; юридической защищенности аутичного ребенка, обучающегося в массовой (или иной) школе
Задачи педагога в работе с аутичными детьмивыявить аутичного ребёнка и направить к специалистам«идти за ребёнком»гибко подходить к построению и проведению занятийбыть последовательнымдействовать поэтапно, не форсируя событийвзаимодействовать с родителями и специалистами



«Симметричные рисунки»Цель: развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнёромПредлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребёнок рисует справа (если левша - слева), взрослый - слева.Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме

Физические упражнения помогают детям лучше чувствовать своё телоспособствуют улучшению координации движений

«Физкультурники»Цель: развитие координации движений, обучение ребёнка навыкам работы с пооперационными картамиВзрослый объясняет ребёнку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения.Для того, чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы. Взрослый и ребёнок вместе рисуют схемы к одному из упражнений.После того как заготовлены 2-3 схемы, взрослый кладёт перед ребёнком одну из схем и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребёнок научится «читать схему» взрослый предлагает ему освоить вторую схему


Рисование красками помогает детям снятьизлишнее мышечное напряжение

Развитие навыков самообслуживанияДля аутичных детей характерны снижение или отсутствие мотивации к выполнению определённых действий (одевание, уборка одежды).Ребёнок с РДА постоянно нуждается в визуальной поддержке, поэтому при отработке навыков самообслуживания следует использовать пооперационные карты

Пооперационная карта «Как одеться на прогулку»



Рекомендации родителям аутичного ребёнка
Основные правила воспитания детей с РДА (составлены по рекомендациям Черепановой Г.Д.)№1 Соблюдайте режим дня ребёнкаСоставьте и напишите распорядок дня ребёнка, повесьте его на видное место

style.rotation №2 Формируйте стереотипы поведения ребёнка в различных ситуацияхвыполняйте в строгой, заведённой раз и навсегда последовательности различные режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причём складывать её надо всегда в одной и той же последовательностив ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умыванияв уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе


№3 Обучайте ребёнка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д.)№4 Старайтесь, чтобы ребёнок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т.д.)Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных картОрганизуйте совместное с ребёнком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т.д.


Список литературы1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 19852. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. - М.: Просвещение, 19913. Лютова Е..К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 20064. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 20105. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений/под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998


Спасибо за внимание