Формирование житейских понятий у детей со сложной структурой дефекта (нарушения слуха и интеллекта) на уроках труда.


ФИО: Коновалова Люсьета ГеннадьевнаМесто работы: МКС(К)ОУ школа - интернат №65 для слабослышащих и позднооглохших детейДолжность: Учитель начальных классовПрофессиональное кредо: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» Тема:Формирование житейских понятий у детей со сложной структурой дефекта (нарушения слуха и интеллекта) на уроках труда Формирование житейских понятий у детей со сложной структурой дефекта способствует развитию трудолюбия, социализации и адаптации в обществе, умению организовывать и осуществлять доступную трудовую деятельность. Актуальность: Теоретическое обоснование Л. С. Выгодский показал, что житейские понятия по своей природе принципиально отличаются от научных. Первые неосознанны, бессистемны. Вторые отличаются систематичностью и осознанностью. Указывая на различия житейских и научных понятий, Л.С. Выгодский подчеркивал их тесное взаимодействие. Изучение трудов С. А. Зыкова показало необходимость специально выделять для отработки круг житейских понятий, предусматривать место и время для формирования их как основы обучения общеобразовательным предметам.А. П. Гозова, В. А. Влодавец, Т. С. Зыкова, Л. А. Новеселов, раскрывали в своих работах особенности глухих школьников в овладении ими трудовых умений и навыков. Ф. Энгельс формулировал вывод о том, что труд создал самого человека. Цель: умение детей со сложной структурой дефекта понимать и различать группы житейских понятий. Задачи :Обучающие:формировать у детей с нарушениями слуха навыки трудовой деятельности;развивать основы житейских понятий. Воспитательные:развивать личность в процессе трудовой деятельности;прививать любовь к труду и уважение к людям труда. Коррекционно – развивающие: коррекция индивидуальных физических недостатков; развивать техническое мышление и творческие способности; повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха. Ведущая педагогическая идея Подготовка учащихся к овладению основами наук путем формирования житейских понятий. Психолого-педагогические особенности учащихся со сложной структурой дефектаВыраженное отставание от других неслышащих детей в развитии словесной речи, в восприятии и воспроизведении устной речи, в усвоении значений слов.Недоразвитие познавательных процессов, в первую очередь, памяти, а также снижение возможностей непроизвольного запоминания в процессе обучения. Неблагоприятные показатели развития эмоционально – волевой сферы: расторможенность, легкая отвлекаемость или, напротив, общая вялость поведения, отсутствие желания преодолевать трудности, а также повышенная утомляемость.У некоторых детей запаздывает или нарушается формирование произвольных движений, имеются затруднения в воспроизведении дактильных знаков. Движения пальцев у них некоординированы, дактильные знаки смешиваются. Несформированность внимания и умения сосредоточиться осложняют и усвоение письма. Буквы получаются разной высоты, неправильных очертаний. Принципы:Принцип потребности в общенииПринцип коммуникацииПринцип организации речевой средыПринцип связи обучения языку с деятельностью Ожидаемые результаты Группы житейских понятий: Формы организации деятельности на уроках 1.С учителем2.СамостоятельнаяКоллективныеИндивидуальныеФронтальныеГрупповые Виды работ на уроках труда: Выполнение работы под руководством учителяОбучение детей переносить полученные знания и умения в новые условияВырабатывание умений самостоятельно решать задачи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки. Этапы работы При изготовлении изделий: Результативность профессиональной деятельности и достигнутые эффекты





Успеваемость по трудовому обучению: Динамика по уровню сплоченности класса Динамика учебной активности Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работникаМетодобъединения учителей и воспитателей.Педагогический совет.Участие в реализации воспитательных мероприятиях и социальных проектах.Интернет ресурсы. Литература:Уроки предметно- практического обучения в школе глухих: Пособие для учителей/Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, Т. С. Зыкова. – М.: Просвещение, 1980.Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть I/ под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.Никитина М. К, Ленин Г. Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха: Учебно-методическое пособие. СПб,,1997.Дети с временными задержками развития//Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 2003.Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно – практического обучения в школе для глухих детей: Учеб. Пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.Сурдопедагогика: Учеб. Пособие под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.