Презентация опыта работы «Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »


Опыт работы«Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »представляет воспитательМБДОУ «Плешановский детский сад № 1»Классен Елена Ивановна Оренбургская область2017 г. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Г. ГегельВ. А.СухомлинскийК. Д. Ушинский Структура описания опытаИнформационный блокОписание технологии опытаЗаключение I. Информационный блок 1. 1. Визитная карточкаОбразование среднее специальное , Орское педагогическое училище, 1988 г., г.Орск, воспитатель детского садаПедагогический стаж: 29 лет В данном учреждении: 3 г.Занимаемая должность: воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»Аттестация: воспитатель первой квалификационной категории (Приказ Министерства образования Оренбургской области от 05.05.2012 г.№01/23-710) 1.2. Условия возникновения и становления опыта.Становление опытаБаза МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» Красногвардейского района Оренбургской области. Условия возникновения опыта - требования ФГОС ДО;- теоретические основы психологического развития дошкольников; - изучение методической литературы и опыта коллег;- апробирование инновационных педагогических технологий;- курсы повышения квалификации. 1.3. Актуальность педагогического опыта В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. 1.4. Противоречие и проблема опытаПротиворечие: между необходимостью развития у дошкольников связной речи и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности. Проблема:создание игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотаблиц для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность. 1.5. Идея педагогического опыта Развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.1.В пересказе; 3. В составлении рассказов;2. В заучивании стихотворений; 4.В формировании грамматически развитой речи . Согласно данной педагогической идее, обучающий процессстроитсяна комбинировании личностно-ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы. Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры в интеграции с мнемотехникой рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами именно в НОД позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка. применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами в свободной деятельности позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала. 1.6.Диапазон опыта и степень его новизныОпыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.Новизна опыта II. Описание технологии опыта2.1. Цели и задачи педагогической деятельности Цель: создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через игру. Задачи:- определение особенности формирования и развитияречи дошкольников средствами игровых и современных образовательных технологий;- выявление возможности игровой деятельности в интеграции с мнемотехникой способствовать развитию связной речи; - проведение диагностики речевого развития дошкольников 2.2 Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии: Водовозова Елизавета Николаевна(1844 – 1923)Константин Дмитриевич Ушинский(1824 – 1870)Тихеева Елизавета Ивановна (1867-1943)Леушина Анна Михайловна (1898 – 1982 г)Гвоздев Александр Николаевич1892-1959


2.3 Современные подходы к теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин.Ушакова Оксана СеменовнаЦейтлин Стелла Наумовна«Учите играя»(под ред.Сохина Ф.А.)«Ознакомление дошкольника со звучащим словом»(под ред.Сохина Ф.А.)«Развитие речи детей дошкольного возраста»(под ред.Сохина Ф.А.)


Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.2.4 Роль дидактических игр в речевом развитии.Структура дидактической игрыВиды дидактических игрДидактические игрыИгры с предметамиСловесные игры Настольно – печатные игры у Глухова В.П. - блоки-квадраты;у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказову Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемыу Большевой Т.В. – коллаж;у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели. 2.5 Современная образовательная технология - мнемотехника Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:- строение рассказа,- последовательность рассказа,- лексико-грамматическую наполняемость рассказа. отдельный схематичный рисунок с определенной информациейтаблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.Структура мнемотехники Мнемотаблица- эффективное средство при обучении связной речи дошкольников, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. 2.6 Организация образовательной предметноразвивающей среды в группе центр речевогоразвития «Будем говорить правильно».В группе имеются игры:1.«Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными.2.«Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительныхв родительном падеже множественного числа.3. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.4. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.5. «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку. 6. «Что? Откуда? Почему?». Цель: учить рассказывать о предметах быта.7. «Птичий базар». Цель: учить описанию птиц.8. «Герои русских сказок». Цель: учить пересказывать сказки.9.Лото и другие Дидактическое пособие-игра «Солнышко речистое»Цель пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей. Речевые игры, входящие в пособие:1. «Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме. 2. «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они. 3. «Что делает? » Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря. 4. «Приготовим сок или варенье» Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных. 5. «Какой?» Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков. 6. «Сколько?» Цель:Упражнение в согласовании существительного ичислительного. И другие Подбор дидактического материала - мнемотаблиц для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы. Изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов. Рисуются блоки –рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей. ( из собственного опыта)Имея перед собой наглядную модель, дети рассказывают сказку. 2.7. Составление рассказов, пересказ, заучивание стихотворений по мнемотаблицам. Модель сказки.НОД «Здравствуй зима» Рисование мнемотаблиц детьми и составление рассказов по ним 2.8.Результативностьвысокий средний низкий 2016 – 2017 уч.г.Старшая группа 1-й срез (05.09.2016)17% 74% 9% 2016– 2017 уч.г.Старшая группа2-й срез (05.01.2017)35% 61% 4% 2016 – 2017уч.г Старшая группа 3-й срез (15.03.2017)45% 55% % Диагностика речевого развития детей старшей группы 2016 -2017 уч.год 2.8.РезультативностьДиагностика речевого развития детей старшей группы 2016 -2017 уч.год Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекает детей, превращает занятие в игру. У детей появляется интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемосхемы помогают: сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей овладение навыками пересказа сказок , текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее; у дошкольников появляется желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни. С помощью дидактических игр у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется лексико-грамматический строй речи детей. В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность. 2.7. Результаты. III. Заключение 3.1 Вывод На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность. 3.2. Трудоёмкость педагогического опыта и область его примененияТрудоёмкость опытаНеобходимость в:- в освоении большого пласта дополнительной литературы;- в самостоятельном подборе игр и наглядно – иллюстративного материала, мнемотаблиц;- в моделировании наглядных пособий;- в разработке игр и упражнений, способствующих развитию речи.Адресная направленность и область применения опыта Данный опыт предлагается педагогам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, родителям. Список литературы1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.2.В.С.Мухина Детская психология. Москва 19993.О.М.Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»,Москва «Просвещение» 19964. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой .Старшая группа авт.сост. Н.В.Лободина – изд.Волгоград:Учитель 20165.Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с. 6.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.7.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М.:Просвещение, 1987. 8.Тумакова Г. А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.- М.:Просвещение, 1991. 9. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.10. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство Пресс”, 2009.11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, №4, с. 102-115 12. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с. 13. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.14Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.15.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 16.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.17.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004