Презентация Особенности проведения урока русского языка в основной школе с учетом требований ФГОС


Выполнила Завалина Т.В В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего и среднего (полного) общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях. На этот можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формированияуниверсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования. Основные  идеи ФГОС в предмете «русский язык»• Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.• Реализация системно-деятельностного  и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.• Актуализация воспитательной функции  учебного предмета «Русский язык». • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, осмысление родного языка как основного средства общения • овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ иИнтернет; осуществлять информационную переработку текста) Цели изучения русского языка в основной школе: Какие основные моменты следует учитывать учителю русского при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Нужно научиться отображать дидактическую структуру урока в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемыхрезультатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных,метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 1. Субъективизация: учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса 2. Метапредметность:формирование и развитие универсальных способностей у учащихся 3. Деятельностный подход:знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходепоисковой и исследовательской работы. 4. Коммуникативность:обмен информацией, взаимодействие учащихся на уроке 5. Рефлексивность:учащиеся ставится в ситуацию, когда им необходимо проанализировать своюдеятельность в ходе урока. 6. Импровизационность:учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе егопроведения Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока Учитель выступает в роли организатора, а не информатора Обязательная рефлексия учащихся на уроке Высокая степень речевой активности учащихся Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме:вспомнить – узнать - научиться Момент осознания недостаточности имеющихся знаний Коммуникация Взаимопроверка и взаимоконтроль Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового узнал и чему научился 1. Оргмомент 1. Мобилизующий момент 2. Проверка домашнего задания 2. Самоопределение учащихся на основе антиципации 3. Объяснение нового материала 3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний 4. Закрепление нового 4. Закрепление нового 5. Итог урока 5. Рефлексия 6. Домашнее задание Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета Учитель четко и точно формулирует задания Учитель не дает новые знания ученикам в готовом виде Учитель не повторяет по два раза Учитель не комментирует ответы и не исправляет их, предлагая это сделатьсамим ученикам Учитель не повторяет то, что уже сказали ученики Учитель предугадывает затруднение учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза Учитель подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковаяединица рассматривается с разных сторон Мобилизующий этап: • выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока • пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока • актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности Этап овладения новыми знаниями: • формулирует задания к упражнению • выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия • формулирует новое правило на основе анализа материала, предложенного учителем Словарно-орфографическая работа: • выявляет родовые признаки предмета • определяет путем сравнения и сопоставления видовых понятий существенныепризнаки предмета • самостоятельно формулирует лексическое значение нового слова Рефлексия: • вспоминает ход урока • анализирует свою деятельность или учащихся товарищей • формулирует свои впечатления В соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка , продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки русского языка должны строиться по совершенно иной схеме. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. В условиях введения ФГОС деятельность учителя русского языка и литературы существенно обновляется, и все нововведения должны быть направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний , на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.