Презентация по дошкольной педагогике на тему Технологии социально-личностного развития детей дошкольного возраста


Технологии социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха»Александр Асмолов, руководитель Федерального института развития образования, председатель рабочей группы разработчиков ФГОС Социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить Социализация в педагогике понимается как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности; осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.) Социальное развитие – это процесс приспособления к социальной действительности, передачи и развития социокультурного опыта , накопленного человечеством Концепция Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человекаСоциальное развитие осуществляется в актуальной разноплановой деятельности: по освоению предметного мира и мира отношений между людьми Концепция Социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном организованном образовательном процессе Концепция Содержание социального развития определяется различными основаниями социальной идентификации( мл.возраст- видовая и родовая ; ср.возраст – видовая, родовая, половая; старший возраст – видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая Концепция Эффективность социального развития предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом особенностей дошкольников Непосредственно образовательная деятельность Сюжетно-ролевые игрыбеседы чтение детям худ. литературы наблюдение экскурсии и др. Ведение портфолио Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Сюжетно-ролевые игры на прогулкеБеседыРазрешение проблемных ситуацийЧтение художественной литературы Самостоятельная деятельность детей Сюжетно-ролевые игрыРассматривание иллюстрацийРассматривание портфолио Взаимодействие с семьями воспитанников Встречи с интересным человекомРабота над портфолиоПраздникиКлубы по интересам и пр. Социально-личностная компетентность – результат социализации Социальная компетентностьЛичностные качестваГражданская компетентность Личностные качества Аккуратный, опрятный, физически развитый, соблюдает правила ЗОЖЛюбознательный, активный, инициативныйЭмоционально отзывчивыйСпособен управлять своим поведениемКонтактный, общительныйДоброжелательный, отзывчивыйЗнает, что хорошо, что плохоСамостоятельныйИмеет первичные представления о себе, обществе, государстве Социальная компетентность Здоровье – физическая культура, культурно-гигиенические навыки, представления о ЗОЖ, безопасностьТруд – отношение к своему труду, трудовые умения и навыкиКоммуникация – владение нормами речи и поведения, общение со взрослыми и детьмиСоциальные навыки – решение конфликтов, соподчинение, контроль желаний, помощь Гражданская компетентность Патриотическое воспитаниеИнтернациональное воспитаниеПравовое воспитание (права, обязанности, достоинство)Сотрудничество( ответственность, согласованность действий)Нравственное воспитание (волевые качества, гендерные качества, самооценка)Истоки народной культуры Привитие элементарных норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками СредаСитуативная, игровая, практическая (игровые наборы, игрушки, модули, пособия, книги)ДиагностикаБеседы, опросы, наблюдение, диагностика социально-коммуникативной компетентности Эмоционально-побудительныйэмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде Деятельностныйотражение отношения к миру в деятельности ТрудИграПродуктивная деятельностьМузыкальная деятельностьПознавательная деятельность Содержательныйпредставления ребенка об окружающем мире О культуре народа, его традициях, народном творчестве О природе родного края и страны и деятельности человека в природе Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) Социо-игровая технология Работа малыми группамиСмена лидерстваОбучение сочетается с двигательной активностью, смена мизансценСмена темпа и ритмаИнтеграция всех видов деятельностиПринцип полифонии «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток» Программы: Стёркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста; Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»;С.А.Козлова «Я-человек»; Программы: Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович «Дружные ребята»;Е.В.Рылеева «Открой себя»;Л.В. Коломийченко Концепция и программа социального развития ребенка Программы: О.Л. Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Е.В. Пчелинцева «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Основными качествами, определяющими успешное социально- личностное развитие дошкольника, являются: положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность к себе): положительное отношение к другим людям (адекватные межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, построенные на основе сотрудничества, взаимоответственности); ценностные ориентации; коммуникативные навыки (адекватное общение со взрослыми и сверстниками); социальные навыки (адекватное поведение в разнообразных ситуациях) методологическая часть концепции социального развития личности ребенка дошкольного возраста, включает следующие понятия исходная направленность на человека; первичность эмоционального восприятия социального мира; познание себя как осознания, нахождения своего места в мире людей; овладение ценностями мира, чтобы реализовать себя в нем;социализация как процесс триадности Методологической основой данной проблемы является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценность (антропологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. В педагогике дошкольного детства решение этих проблем связано с формированием ценностных ориентации, нравственных качество ребенка, составляющих духовную основу его личности Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих людей, влияния целого ряда телепередач. По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отличают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов. [1] технологическая часть процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения); социализация - процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта. Исследование Т.А. Репиной : возможности «детского общества» (группы) для социального развития детей * функция общей социализации. * функция интенсификации процесса половой социализации и половой дифференциации.* информационная функция функция формирования ценностных ориентаций группы ДОУ. * оценочная функция, влияющая на формирование самооценки и уровня притязаний ребенка, его нравственное поведение. условия для задействования функций и возможностей детского общества - использование методов диагностики общения и взаимоотношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющие выявить положение ребенка в группе сверстников, социально-нравственные представления, эмоциональные состояния, поведение, практические умения;- использование демократического (помогающего) стиля взаимодействия с детьми;- создание в группе положительного, эмоционально-активного отношения, микроклимата;- формирование у детей ориентированных положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявление эмпатии, альтруизма; условия для задействования функций и возможностей детского общества задействование традиций, ритуалов; организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений; организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей; своевременная коррекция социального поведения детей: контроль за поведением в форме совета, создание специальных воспитательных ситуаций, построенных по принципу «понимать, сопереживать, действовать» Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др. «Овладение наукой жизни - основная потребность ребенка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое соразмерные место в противоречивом мире» (А.Л. Кононко). Основные принципы организации процесса социального воспитания индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением тактики взаимодействия воспитателя с детьми чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;подчеркивать сходство между разными людьми;предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;ясно формулируйте правила поведения Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.). Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения