Статья: Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики


Смысловое чтение является Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики «Концепция модернизации российского образования» «Новый образовательный результат»Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;Развитие умений работы с информацией;Развитие навыков самостоятельной работы и умений принимать решения в нестандартной ситуации;Формирование навыков исследовательской деятельности.Формирование навыков работы в группе. Текстовая информация Извлечение конкретной информации Предъявление информации в различных формах Структурирование текста, осмысление информации Анализ схем, диаграмм, таблиц, карт и т.п. как источников информации Сжатие информации, выделение главного Выделение главной мысли и темы текста.Подбор и систематизация материала по определенной теме.Преобразование одного вида текстовой информации в другой.Умение делать обобщение и выводы. Осуществление сравнений разного вида.Подбор аргументов «за» и «против» к суждению, тезису.Обоснование собственной позиции, аргументированность.Определение авторской позиции, оценивание мнения. Причины возникновения проблем при работе с математическим текстом: 1. Своеобразный язык математики, абстрактность теории, сжатость и краткость изложения 2. Широкое применение символики, преобладание дедуктивного метода изложения информации3. Тесная связь текста с иллюстрациями и чертежами4. В текстах учебников математики имеются так называемые «пробелы в тексте» - это ссылки на уже известный материал, формулы или теоремы 2 этап – работа с текстом 1.Ставим цель (сначала учитель, затем дети) :знакомство с информацией, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).2. Определяем способ чтенияопережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр. 1 этап – работа до чтения работа с заголовком параграфа или главы. Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это прием «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся . Приемы работы с текстом “ Чтение по ролям”Например, в 7 классе на уроках геометрии удобно будет провести ролевую игру – чтение при изучении свойств отрезков, лучей и углов. Первый обучающийся – отрезок, второй- луч, третий - автор и т.д. «Действующие лица» знакомят всех со «своими» свойствами, проигрывают описываемое в тексте. “ КТО ЧТО ПОНЯЛ?” Приемы работы с текстом выводы: “Ответ … помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал…, а теперь…”, “мне осталось неясным после сообщения …, как…”. Продуктом такой работы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые учащиеся не смогли ответить самостоятельно. Пример кластераТема : Положительные и отрицательные числа Положительные и отрицательные числа Положительные и отрицательные числа уровень глубина высота география химия физика долг торговля прибыль координатнаяпрямая больше 0 меньше 0 температура жара холод биржа повышение понижение Приемы работы с текстом ИнсертИНСЕРТ - маркировка текста. 1. Читая, ученик делает пометки в тексте:V – уже знал,+ - новое,- - думал иначе,? – не понял, есть вопросы.2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. Приемы работы с текстом Пример таблицы - инсерт по теме «Многоугольники» V уже знал + узнал новое - думал иначе ?естьвопросы МногоугольникВершина многоугольникаР многоугольникаДиагональ Угол многоугольникПротивополож-ные стороны, вершинычетырехугольника Внутренняя, внешняя область многоуголь-никаВыпуклый многоуголь-ник(n-2)*180° определение многоуголь-ника не понял как получили формулу Приемы работы с текстом Составление синквейна Для его написания существуют правила: Название СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3 Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО Приемы работы с текстом Пример синквейна Арифметический , географическийДелить, вычислять, находить Дробь, которую нужно понятьОтношение игра «Угадай-ка!». Класс делится на 2 команды: одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила. 3 этап – работа после чтения Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?».Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее.Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.).Приведи свои примеры к тексту.Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?Озаглавь части текста и составь план.Выполни письменное задание.Повтори прочитанное по плану, затем без него. Проговори несколько раз правила. Выучи наизусть. Памятка работы с параграфом учебника математики для учеников 5-6 классов. 3 этап – работа после чтения Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов. Прочитайте заголовок параграфа. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом?Прочитайте текст параграфа.Выучите формулировки теорем, определения, правила, алгоритмы решения заданий.Установите связь между иллюстрациями, рисунками, чертежами и текстом.Разделите текст на части, озаглавьте их, запишите план в тетрадь.Выполните письменное домашнее задание.Перескажите теоретические сведения, прочитанные из параграфа, согласно вашему плану.Приведите собственные примеры в доказательство прочитанного.  Памятка работы с учебником математики для учащихся 10-11 классов. Прочитайте заголовок параграфа. Что вы записали в классе по этому вопросу?Просмотрите текст параграфа. Рассмотрите иллюстрации, попробуйте их объяснить.Прочитайте текст параграфа. Заучите определения, формулировки, правила. Восстановите «пробелы текста».Рассмотрите алгоритмы решения заданий.Выполните письменное домашнее задание.Перескажите прочитанный материал.Составьте схему прочитанного материала или табличный вариант. 3 этап – работа после чтения Умения и навыки работы с книгой человек должен приобрести в школе. Учитель, который видит свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, рано или поздно осознает в числе прочих такую проблему: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. Умения и навыки работы с книгой впоследствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании. Приёмы постановки вопросов«Тонкие» и «Толстые» Приём: Составление краткой записи задачи Приём: Составление краткой записи задачи Приём: Составление вопросов к задаче Задача. Бригада лесорубов ежедневно перевыполняла норму на 16 м3, поэтому недельную норму (шесть рабочих дней) она выполнила за четыре дня. Сколько кубометров леса заготовляла бригада в день? Двумерная диаграмма(это площадь одного или нескольких прямоугольников, стороны которых изображают численные значения рассматриваемых величин Тема: «Окружность и круг» (5 класс) 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило? уточняющие: Если я правильно понял, то…? объясняющие– о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось? вопросы-предположения: Что бы изменилось, если бы…? оценочные: Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..? вопросы на выявление эмоционального отношения: Понравился ли вам…? вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил…? Тетрадь с печатной основой Кластер (пример из математики) № рисунок Определяемое понятие Используемые ключевые понятия 1 Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. 2 радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок. 3 Хорда Отрезок, точки окружности. 4 Диаметр Хорда окружности, центр окружности. Ключевые слова Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. Ключевые слова Составьте статью по теме «Пирамида» по следующим ключевым словам:многогранник, треугольники, n-угольник, основание, Египет, Евклид, энергия, вершина, 44 метра, высота, ребро, правильная, высота проходит через центр вписанной в основание окружность,апофема. Верные и неверные утверждения Утверждение НЕВЕРНО ВЕРНО Произведение двух четных чисел является четным числом ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Произведение четного и нечетного числа является четным числом Приём: «Верите ли Вы…» Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом Угол – это геометрическая фигура.Угол состоит из двух пресекающихся прямых Бывают углы остроумные и тупыеУгол состоит из двух лучей, выходящих из одной точкиРавные углы – это те, у которых равны стороны Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны. Бывает угол прямойУгол может быть тощим Синквейн Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным; вторая – описание темы в двух словах (прилагательные), третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы), четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейн ЧЕРТИТЬ ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ СВОЙСТВ ДРЕВНЯЯ ФИГУР ИЗМЕРЯТЬ ВЫЧИСЛЯТЬ ИНТЕРЕСНАЯ НАУКА ГЕОМЕТРИЯ Синквейн СЧИТАЕТ ОНО ГЛАВНЫЙ СТОРОЖ ПРОСТОЕ СЧЕТА ОТМЕРЯЕТ ХРАНИТ СОСТАВНОЕ ПОРЯДОК ЧИСЛО Стадии ТРКМ и приемы Ключевые словаКластерВерные и неверные утверждения«Верите ли Вы…» ИНСЕРТ КластерСинквейн«Верите ли Вы…» Вызов Рефлексия Осмысление Соответствие рассмотренных приемов стадиям технологии развития критического мышления