Презентация Психолого — педагогическое сопровождение детей с ЗПР имеющее стойкие нарушения эмоционально — волевой сферы и нарушения поведения


МКОУ Леушинская СОШПсихолого – педагогическое сопроповождение детей с ЗПР имеющее стойкие нарушения ЭВС и нарушения поведения Задержка психического развития - синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.Задержка темпа может иметь обратимый характер.Основные черты:1. повышенная истощаемость и в результате - низкая работоспособность,2. незрелость эмоций,3. слабость воли,4. психопатоподобное поведение,5. ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнкаОпределение задержки психического развития Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, при родовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.    Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.Причины ЗПР По этиопатогенетическому принципу:ЗПР конституционального происхожденияДля таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность. Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития.ЗПР соматогенного происхождения.Обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). ЗПР психогенного происхождения.Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в следующих случаях: Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность. Интеллектуальная сфера страдает.ЗПР церебрально-органического происхождения.Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные; а у детей второй группы наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Классификация К. С. Лебединской Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: 1. неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения,2. тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения. Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.Описание расстройств эмоционально-волевой сферы У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за не сформированости мотивационной сферы и низкого уровня контроля.Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта. Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют дети с ЗПР. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще — в различных формах нарушения поведения. По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы (явлений психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития. Наиболее общие принципы работы с этой категорией детей следующие: •осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий; •предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности). В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности; •предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире; •уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей; •проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности. Этими принципами должны руководствоваться педагоги, работающие с детьми с задержкой психического развития. − планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной – развивающей работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития;− разработка программы и содержания коррекционных – развивающих занятий, выбор формы коррекционно – развивающей работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник коррекционной - развивающей работы, планирование форм участия родителей в коррекционной – развивающей программе;− организация условий осуществления коррекционной - развивающей программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Обсуждение плана  коррекционно – развивающей программы с педагогом, администрацией детского учреждения;− реализация коррекционной – развивающей программы. Проведение коррекционных – развивающих занятий с детьми в соответствии с данной программой. Контроль динамики хода данной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации общеобразовательного учреждения о промежуточных результатах коррекции и развития . Внесение необходимых корректив в программу работ.− оценка эффективности коррекции и развития . Оценка результатов коррекционной - развивающей программы с точки зрения достижения планируемых целей. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной - развивающей работы с родителями, педагогами, администрацией общеобразовательного учреждения.Основные этапы коррекции – развивающей работы: 1) первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;2) направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нару-шеных эмоциональных реакций и состояний детей;3) рекомендации родителям по осуществлению коррекционно-воспитательных воздействий на детей;4) заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного – развивающего воздействия.Психодиагностические исследования особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР могут осуществляться с использованием следующих методик:«Цветовой тест отношений» (Цель: изучение характера эмоциональных отношений); «Личностная агрессивность и конфликтность» (шкалы обидчивости и мстительности, шкала вспыльчивости; Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность);«Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко (Цель: определение уровня сформированности эмоциональной эмпатии);картиночная методика определения эмпатийности у младших школьников (Цель: определение уровня эмпатийности у младших школьников);методика определения уровня личностной тревожности Ч. Спилберга (Цель: изучение уровня личностной тревожности, может быть использована в работе с подростками);тест школьной тревожности Филлипса (Цель: определение уровня тревожности ребёнка).Структура коррекционной развивающей программы включает в себя: Занятие 1. Как видит себя ребёнок в окружающем мире?Цель: дать возможность ребёнку с помощью вербальных и невербальных приёмов объяснить окружающим своё понимание себя в окружающем мире.Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего нравится.Затем каждому ребёнку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нём больше всего привлекает.После этого каждому ребёнку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекало их в манере общения того или иного сказочного персонажа.Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребёнка в отношениях с другими людьми.Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.Порядок проведения. Детям рассказывается сказка о том, как жили-были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребёнку даётся возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения сказочных героев. Затем, включая благозвучную и спокойную музыку, он воспроизводит позитивные формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также одобрить положительное эмоциональное реагирование детей.Корекционно – развивающие занятия Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.Цель: формирование эмпатических реакций ребёнка . Порядок проведения. Задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать  о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.В заключение психолог даёт задание детям  похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.Занятие 4. Роли, которые играют люди.Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта .Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т.д.Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.Занятие 5. Где мне сесть?Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения . Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизиться друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом испытывают, и что изменилось. Выбрав наиболее комфортное пространственное размещение, дети должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения.   Можно отметить следующее, эмоциональная сфера детей с ЗПР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, нарушенной направленностью на сферу межличностных отношений, сниженным эмоциональным фоном, преобладанием негативных переживаний – проводимая работа позволяет преодолеть все эти патологии.          Состояние эмоциональной сферы детей с ЗПР во многом обусловлено нарушением эмоционально – личностных связей с близкими взрослыми –хорошо если удаётся привлекать взрослых ( родителей) в работу, тем самым улучшив микроклимат в семьях учащихся. В целом система проведённой работы способствует:- развитию мотивационно – потребностной сферы детей с ЗПР. Возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение, чем личные; происходит соподчинение мотивов;- преодолению познавательного и эмоционального эгоцентризма. Ребёнок, принимая роль персонажа, учитывает особенности его поведения, его позицию – это способствует развитию самосознания и самооценки;- развитию произвольного поведения. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, дети подчиняют свои собственные желания и действия в соответствии с социальными образцами, что помогает им постигать и учитывать нормы и правила поведения;- развитию умственных действий. Театральные занятия влияют на формирование плана представлений, способствует развитию творческих способностей и возможностей детей с ЗПР;- обогащение процесса коммуникации детей с ЗПР, способствует формированию связной речи за счёт активного использования эмоционального пласта лексики в различных ситуациях общенияПредполагаемые результаты коррекционно - развивающей работы. Заключение:Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. При задержке психического развития (ЗПР) нарушения проявляются очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искажённо. Нарушенной оказывается эмоционально-волевая сфера детей, что отражается на социальном поведении, на межличностных контактах, приводит к трудностям социальной адаптации. Наличие симптомов эмоциональной незрелости обязательно в структуре ЗПР, при психическом инфантилизме эмоционально-волевая незрелость выступает одним из основных факторов, тормозящих развитие познавательной деятельности. Сложившаяся система работы с этой категорией детей в основном направлена на коррекцию и развитие познавательной сферы. Однако очевидно, что коррекция познавательной сферы без системы целенаправленного формирования коммуникативных навыков, коррекции эмоциональной сферы не приводит к желаемому результату. Традиционно основной задачей психокоррекций является смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка, повышение его активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период. Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период. В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе. В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. 1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции для них трудны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу четко и конкретно. 4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.Необходима работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведенияНаблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним. Однако для детей с ЗПР накопление эмоциональных образов, развитие эмоционального контроля является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у них отклонений. У детей данной категории отмечается незрелость переживаний и своеобразие эмоциональной регуляции поведения.- Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Спасибо за внимание! Успехов в работе!