Презентация по истории России на тему Культура России XVI в. (Литература, начало книгопечатания) 10 класс ФГОС


Культура России XVI в. (Литература, начало книгопечатания)Презентация по истории России (ФГОС) для 10 классаАвтор: Ступакова Нина Ивановна, учитель истории МАОУ ШИЛИ г. Калининград В XVI в. в русской культуре начинается медленный процесс секуляризации − обмирщения, который охватывает все сферы духовной жизни общества. Однако влияние религиозного мировоззрения на духовную сферу было еще очень велико. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив каноны в литературе (сочинения митрополита Макария), в живописи (творчество А. Рублева), в зодчестве (Успенский собор). В этот период завершается процесс формирования великорусской народности.  ЛитератураРаспространенным литературным жанром оставалось летописание. «Степенная книга» содержала портреты-описания великих князей и митрополитов от Владимира I до Ивана IV, прославляла союз церкви и государства. «Летописец начала царства» повествовал о начале правления Ивана Грозного, доказывал необходимость сильной царской власти. Никоновская летопись (в сер. XVIIв. принадлежала патриарху Никону), крупнейшая по объему и хронологическому охвату, описывала события отечественной истории от возникновения государства до 1558 г. Попыткой синтезированного изложения всемирной и отечественной истории стал «Хронограф», написанный на рубеже XV–XVI вв. Лицевой летописный свод,  содержавший около 16 тыс. миниатюр ("лицо" - изображение), был составлен в 40–60-х гг. XVI в. Он освещал события всемирной истории, составленной на основании «Хронографа», и отечественной истории до 1567 г. Последний том лицевого свода −Царственная книга −рассказывал о времени правления Ивана IV. Лицевой летописный свод. Разворот с историей явления ангелов Аврааму Помимо традиционных летописей и агиографических произведений в XVI в. в русской литературе появляются новые жанры: беллетристика, занимательная литература. Среди них переводная повесть «Александрия», в мифологизированной форме описывающая историю Александра Македонского, а также «Повесть о Дракуле» за авторством дьяка Федора Курицына. В данных развлекательных, по сути, произведениях нашло отражение политическое развитие Российского государства. Оба сочинения восхваляют сильную самодержавную власть правителя.   Идея необходимости укрепления центральной власти отчетливо проявляется в философских трактатах. Так, в начале XVI в. в трудах монаха Филофея Псковского была разработана концепция «кочующего царства» −мистической христианской монархии, перемещавшейся в истинно православную страну. Данная философема проявилась в учении о Москве как о Третьем Риме: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Таким образом, Московское государство начинало восприниматься правящими кругами как прямая наследница Римской и Византийской империй −вселенская христианская монархия, которой было суждено привести весь мир к истинной вере. Подобные идеи оправдывали великодержавные амбиции московских великих князей, а потом и царей. Из документа (В. В. Колесов. Послания старца Филофея):"Рассуждение Филофея отличается последовательностью и стройностью. Астрологии он противопоставляет иное объяснение исторического процесса: причиной изменений является божественная воля, причиной падения царств −неспособность удержаться в истинной вере. Эта историко-богословская концепция целиком находится в русле библейской историософии, но старцу Филофею необходимо примирить с нею падение православного Константинополя в 1453 г. и сохранение католическим Римом своего видимого благополучия…Можно думать, с чем мы обычно и сталкиваемся, что послание Филофея дает политическое обоснование преемственности имперской власти от Рима к новому Риму − Константинополю − и далее к Москве. Еще одним политическим памфлетом, оказавшим мощное влияние на идеологию великокняжеской и царской власти, являлось написанное на рубеже XV и XVI вв. «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагалась легенда о том, что династия Рюриковичей происходила от «кесаря Августа». В сочинении приводился перечень властителей мира, среди которых выделялся римский император Август, пославший на берега Вислы брата Пруса. От Пруса пошел род  Рюрика. Наследник Пруса и Рюрика Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти. Панель Мономахова трона (Царского места) в Успенском соборе. Царь Константин передает послам царские регалии Ярким явлением в русской литературе стала переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским. В переписке царя и князя-беглеца освещается широкий круг социально-политических проблем, находят свое выражение два различных подхода к оценке путей развития Московского царства. Иван Грозный ратовал за неограниченную власть царя, а Андрей Курбский выступал за сохранение и даже повышение роли аристократии в управлении государством и фактически призывал ввести ограниченную монархию на польский манер. Из документа (Первое послание Ивана Грозного Курбскому):"Разве это и есть «совесть прокаженная» — держать свое царство в своих руках, а своим рабам не давать господствовать? Это ли «против разума» — не хотеть быть под властью своих рабов? И это ли «православие пресветлое» — быть под властью и в повиновении у рабов? Это все о мирском; в духовном же и церковном если и есть некий небольшой грех, то только из-за вашего же соблазна и измены, кроме того, и я человек: нет ведь человека без греха, один Бог безгрешен; а не так как ты — считаешь себя выше людей и равным ангелам. А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! И этого в своей озлобленности не смог ты понять, считая благочестием, чтобы самодержавие подпало под власть известного тебе попа и под ваше злодейское управление".  П. Рыженко. Князь Курбский Рассуждения о необходимости усиления царской власти встречаются в сочинениях дворянина И. С. Пересветова. Обострение общественных противоречий нашло отражение в творчестве талантливого мыслителя-гуманиста Ермолая-Еразма. В своем трактате  «Благохотящим царем правительница» он резко критикует современные ему нравы, бичует несправедливости, терпимые простым людом, прежде всего крестьянами, от бояр и вельмож. Получили развитие исторические повести, рассказывающие о событиях XVI в. "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" содержали описания активной внешней политики Ивана Грозного.Проведенная на Стоглавом соборе церковная реформа −создание общерусского пантеона святых, централизация церковных обрядов −выдвинула задачу создания общерусского свода церковной, и прежде всего агиографической, литературы. Подобным сводом стали «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения), составленные коллективом писцов под руководством митрополита Макария в 1554 г. Оригинальным литературным произведением XVI в. является составленный членом Избранной рады Сильвестром «Домострой». Данный трактат представляет собой свод религиозных, социальных и семейных норм. В нем ярко рисуются патриархальный общественно-бытовой идеал городской верхушки эпохи.   Из документа (Митрополит Иоанн (Снычев) о «Домострое»):«Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства. «Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, −поучает «Домострой». −Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися…». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю… не тщится служить лжею и клеветою и лукавством… славы земной ни в чем не желай… зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету… согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися…» В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру −дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что в мясоед и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи −«как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу». Начало книгопечатанияОдним из наиболее значительных достижений российской науки и культуры середины XVI в. стало книгопечатание. Первая типография возникла в Москве в 1553 г. Она напечатала несколько «анонимных» (т. е. без указания имени печатника) книг. В 1563 г. был организован «государев Печатный двор», который возглавил «первопечатник» Иван Федоров. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книги «Апостол» (1564 г.) и «Часовник» (1565 г.). Данные издания отличались мастерской техникой исполнения и высокохудожественным оформлением.  Фронтиспис и заглавная страница книги «Апостол» Из документа (В. Алексеев. Русское книгопечатание XVI в. и начало освоения русскими Сибири):"Для нашей темы особенно важна первая причина заведения книгопечатания на Руси −«Апостол» 1564 г. −говорит о распространении первопечатных книг в районе Казанского царства…… московские правители в середине XVI в. сразу же оценили, какое мощное средство политического и идеологического воздействия получили они в виде печатного станка в самый разгар освоения русскими восточных земель (Казань, Астрахань, наконец, Сибирь), жители которых, по свидетельству летописца, «держаше Моамета проклятаго закон, или кумиром покланяются и жертвы приносят идолом, и жруще им, яко богу» (Лихачевская летопись)". ЗаданияОзнакомьтесь с упомянутыми произведениями литературы.Какое значение они имеют для нынешнего времени, для тебя лично?Сделайте выводы.