Выступление на методическом объединении района: Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии


Из опыта работы Селивановой С.Ю.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ “Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. (В.А.Сухомлинский) Общее снижение авторитета науки в обществе; загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой; психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи;учащиеся слабо подготовлены к вузовскому обучению;ПРОБЛЕМА

Современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром. уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.АКТУАЛЬНОСТЬ Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении географии, способствующая развитию у учащихся проектных и исследовательских навыков и умений.ЦЕЛЬ РАБОТЫ. ЗАДАЧИ Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.Рассмотреть возможности, особенности и основные направления исследовательского обучения.Рассмотреть использование исследовательского обучения на примере создания слайд - проекта в 9 классе, а также во внеурочной деятельности учащихся.Составить каталог тем для 5-11 классов для дальнейших исследований.Научить учащихся работать с различными источниками информации.Познакомить учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач.Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей. МЕТОДЫ:Теоретический Анализ и обобщениеАнкетирование учащихсяМониторингНаблюдениеЭкспериментОпытАнализ и обобщениеПрогнозированиеМоделированиеПостановка гипотезМониторингСоциологический опрос Цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами обучающихся. личностные – повышение компетентности в предметной области, развитие способностей социальные – создание продукта, имеющего значимость для других.Общение и сотрудничество. Учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми (одноклассники, учителя, родители)Сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.Формирование УУД (универсальных учебных действий)ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся?постановка проблемы, выбор темы исследования; изучение теории, посвященной данной проблематике; овладение методикой исследования; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; собственные выводы и их сравнение с литературными данными; создание конечного продукта исследования. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы исследовательской работыРазвиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегосяВыбор темы исследования, постановка проблемыСпособность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследованияПостановка целей и задач исследования Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапамЗнакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действияВыбор методов исследования, планирование экспериментаОбъективность, логичность и абстрактность мышления; Проведение исследованийСобирать, анализировать, систематизировать новую информациюФормулирование выводовУмение кратко и логично излагать мыслиОформление отчета и презентации исследованияУмение оформить результаты достижений, творческий подходЗащита исследовательской работыОраторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. экологические исследования исследования в рамках предметаисследования на межпредметном уровнесоциальное проектирование ИССЛЕДОВАНИЯ В МОЕЙ ПРАКТИКЕ Кружковая работа: «Лесные Робинзоны» ( поисково – краеведческая кружковая работа)Факультативы: (школа молодого исследователя)Консультации: (научно – исследовательская работа с обучающимися)Уроки – исследования: ( создание мини – проектов)Участие в конкурсах регионального и общероссийского масштаба.НАПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Что превращает гранит в песок?» «Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?»; «Как среди неживой природы зародилась жизнь?»Мы спасаем гидросферу или себя?«Как улучшить здоровье с помощью занятий по легкой атлетике?»Откуда появились матрешки?Куда текут реки?ИСЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ИсследованияГодНазвания работКлассыРайонныйуровеньКраевойуровеньЭкологические исследования2010г.2011г.2013г.«Сохраним Ангару от загрязнения»«Процессы лесовосстановления на территории вырубок Богучанского района»3. «Сохраним лес живым»9 кл.10 кл.8 кл.+ 2 место+3 место++ (участие)Исследования на межпредметном уровне2014г.2014 г.«Жизнь одноразовых вещей»«Почему елочные игрушки могут рассказать историю своей страны?» 8 кл.5кл.+ будут участвовать+Исследования в рамках предмета2006г.2009 г.2012г.«Проблемы, перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Красноярского края» «Богучанская ГЭС: история. проблемы, перспективы«Богучанская геофизическая экспедиция – разведчик недр Приангарья» 9 кл.10 кл.10 кл+ 3 место++ (3 место в районе)+ (участие)+ (2 место в заочном этае)Социальное проектирование2012г. «Вторая жизнь дерева»6 кл.+ Полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (32%); (54% ); работа над исследованием помогла моей самореализации (25%); (31%); в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (10%); (33%);в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (31%); (56%) Результаты анкетирования учащихся на вопрос: “Что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” Тонко чувствовать проблемность ситуаций и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме;Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности;Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ


ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯсамостоятельно осуществлять деятельность учения;ставить учебные цели;искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Значительные временные рамкиПредварительная подготовка, когда вся группа работает по одному формату представления.Выбор темы не всегда оправдан ( не всегда присутствует элемент неожиданности и необычности). Раздел «Районы России». Создание эмблемы/герба района. ЦЕЛИ ПРОЕКТА:Представить образ территории через создание слайд-проектаОбобщить и систематизировать знания о районеПоказать возможность использования компьютера как инструмент практической и учебной деятельности человекаСпособствовать развитию творческого потенциала учащихсяРазвивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению информацииРазвивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зренияУметь лаконично и чётко излагать свои мысли, уметь слушать и уважать мнение других.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В 9 КЛАССЕ Герб (нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца гербаЧТО ТАКОЕ ГЕРБ? Гербы, в близкой к современной форме, появились в средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРБОВ УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИСмена видов деятельности;Интересная подача материала способствует лучшему усвоению , а значит предполагает снятие нервозности детей и создание ситуации успеха; СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ