Презентация авторской программы по дополнительному образованию дошкольников Фольклор — школа добра


Проект рабочей программы по дополнительному образованию дошкольников «Фольклор – школа добра»Выполнили воспитатели МБДОУ Пестречинский детский сад «Каенкай»:Лукина Елена Ивановна «Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Безгранична сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего родного слова, родной речи, родного языка». Наш детский сад был открыт по программе «Белекеч» в 2011 году. И на протяжении трех лет мы работаем над вопросом приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, понимая педагогический аспект культуры не только как возрождение и воссоздание традиций, но и как приобщение к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Задачей воспитания является создание условий для личностного саморазвития и духовно-нравственного роста. Задачи: Создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;Восстановить связь времён и поколей;Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, обычаям, традициям; Воспитание детей в духе национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;Формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям,  осознанного,  заботливого отношения к старшим и младшим;Формирование чувства патриотизма и любви к Родине;Воспитывать активное познавательное, духовно - нравственное, эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.  Принципы организации занятий: - наглядность и научность; - сознательность и активность; -доступность и мера; - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - систематичность и последовательность; - прочность усвоения знаний; - связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; - вариативный подход. Основные характеристики деятельности: Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации. Программа рассчитана на четыре возрастные группы: с 3 до 5 – вторая младшая, средняя, с 5 до 6 – старшая, с 6 до 7 – подготовительная к школе. В программе прослеживается несколько направлений работы. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения, загадки, потешки, пестушки). Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, дни открытых дверей, концерты, просмотр мультфильмов).Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам). Предполагаемые результаты: Создание системы духовно – нравственного воспитания на основе единства деятельности ДОУ и семьи.Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.Формирование духовного и культурного сознания у воспитанников.Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование. Субъективное психоэмоциональное благополучие. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме: наблюдений за детьми;бесед на заданные темы;выполнение определённых тестовых заданий участие в конкурсах, выставках;выступление на концертах, соревнованиях;открытые занятия и др. Схема учебно-тематического плана работы. Сказки Арины РодионовныКрай, в котором мы живёмДерево добраМир вокруг насПравославная РоссияО чём поёт колокол?Духовно-нравственное воспитаниеПравославная культураИстория в архитектурных памятникахО чём рассказывает крепость?Хозяева и хозяюшки Количество занятий в месяц № Цикл занятий 2 мл. гр. Ср. гр Ст. гр Подг. гр. 1. Сказки Арины Родионовны 2 1 2. Мир вокруг нас 1 1 1 1 3. Дерево добра 2 2 1 1 4. Край, в котором ты живешь 1 1 5. История в архитектурных памятниках 1 1 6. О чем рассказывает крепость? 1 7. О чем поет колокол? 1 8. Православная Россия в лицах 1 1 9. Православная культура 1 1 10. Хозяева и хозяюшки 1 1 2 Итого: 5 6 6 10 Программа «Фольклор – школа добра» строится с учетом принципа интеграции. Фольклор Физическая культура Художественное творчество Здоровье Труд Коммуникация Безопасность Музыка Познание Чтение худ.лит. Социализация Участники проекта Участниками проекта являются социально-культурные, спортивные учреждения которые обеспечивают гармоничное взаимодействия у детей духовно-нравственного воспитания: МБДОУ «Каенкай» МБОУ «Пестречинская СОШ №2» МБУ «Дом Детского Творчества» Кинотеатр «Батыр» ОО«Районный дом культуры» Районная Центральная больница Ледовый дворец Пришкольный оздоровительный лагерь Детские площадки, спортивные площадки Стадион «Сосновый бор» Экологическая зона – р.Меша , сосновый лес ГИБДД Рнеспублики Татастан и Пестречинского района Народные ансамбли «Калинушка» (с.Пестрецы), «Рябинушка» (с.Кулаево) Никольский приход с Пестрецы Проект«Фольклор –школа добра» Методическое обеспечение: Наглядно-дидактические пособия серии:«Мир в картинках»- М.: Мозаика – Синтез, 2005«Рассказы по картинам» - М.: Мозаика – Синтез, 2005.Художественная литература для детей:Сборник песенок, потешек,  загадок. -М.: Мозаика-синтез 2006Хрестоматии сказок, рассказов, былин.- М.: Мозаика-синтез 2006Материально-техническое оснащение:DVD, СD с дисками. Мультимидийный проектор. Музыкальный центр. П/К. Магнитная доска. Формы работы: 1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных и дидактических игр.5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством. Исполнение песен: «По малину в сад пойдем» муз. Филиппенко, «К нам гости пришли» Стихотворение И.З.Сурикова «Вот моя деревня» Дидактическая игра «Укрась избу узором» Дидактическая игра: «Построй избу» Самостоятельная деятельность Подвижная народная игра «Колышки», «Как-то мы в лесу гуляли..» Драматизация потешки «Ай-туки-туки-туки – застучали молотки».Словарная работа: лапти Дидактическая игра «Бабушкин сундук» Коллективная работа на тему: «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Изобразить окна с наличниками. Конструирование макета избы из бумажных трубочек, коробок Совместная деятельность Прослушивание грамзаписей «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени» Пословицы о труде Рисование «Моя изба» Цель: развитие у детей творческих способностей при изображении русской избы. Конструирование «Своя хатка – родная матка».Цель: знакомство детей с жилищем русского человека, формирование представления о строительстве русской избы Организованная деятельность с детьми Сентярбь . Музыкальный фольклор, народные игры, развлечения Устное народное творчество Декоративно – прикладное искусство Ознакомление с предметным миром Содержание взаимодействия Форма взаимодействия Тематическое планирование Диагностика фольклорного ансамбля «Гусельки» за 2013 – 2014 гг Игровое 46% 54% % 7 8 Итого + / / / / / / / Ахметова Камилла 15. + / / / / / / / Чуйков Денис 14. + / / / / / / / Хабибуллина Резеда 13. + / / / / / / / Тимонин Максим 12. + / / / / / / / Нуриев Айназ 11. + / / / / / / / Рамиев Артур 10. + / / / / / / / Миндубаева Дина 9. + / / / / / / / Лягушкин Даляр 8. + / / / / / / / Корнилов Роман 7. + / / / / / / / Давыдов Альберт 6. + / / / / / / / Гарифуллин Риваль 5. + / / / / / / / Валитова Камиля 4. + / / / / / / / Валиуллина Зарина 3. + / / / / / / / Алишев Айдин 2. + / / / / / / / Агафонов Максим 1. н с в Сен / Май ТанцевальноеСен / Май ПесенноеСен / Май Сен / Май Сен / Май Сен / Май Сен / Май Итог (в % ) Творчество за год Игра вансамбле Движения в танцах, Исполне-ние песен, хороводов Знание содержания сказок, потешек Фамилия, имя ребенка №п/п Высокий уровеньсреднийнизкий критический(3 балла)(2 балла)(1 балл)(0 баллов) Литература: Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающия и социальной действительностью  - М. 1998Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.  - М.:1985Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. М.: Мозаика-синтез 2006Данилина Г.Н.  Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2004Дёмин Н.В. Тайна русского платка - М.: ТЦ Сфера, 2001Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре – М.: ТЦ Сфера, 2004Науменко  Г.Н.    Этнография детства – М. 1998НовицкаяМ.Ю. Наследие. Париотическое воспитание в детском саду  РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004Осетров Е.  Святая Русь.  – М., 1996Панкеев И.  Русские праздники. – М., 1998Русская традиционная культура. Золотая веточка. Альманах . Выпуск  № 1,2,5. – М.1998Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов. Выпуск № 1,2. – М.,1997Смолицкий В.Г.  Русь избяная – М., 1993Стихи духовные для детей и взрослых. – М,. 1997Волков Г.Н, Этнопедагогика.: М.,2000 – с 15.Кагаров Ю.Е. Что такое фольклор// Художественный фольклор. Вып.IV – V. М.,1999, с 5Арзамасцева И.Н., Николаева С.А., Детская литература: М., 2000. – с 18 Там, где мы, всегда весело! С.Пестрецы, 2013 год.