Мастер-класс Реализация межпредметных связей как один из факторов подготовки квалифицированных специалистов


ОГАПОУ « ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»Реализация межпредметных связей как один из факторов подготовки квалифицированных специалистов»Выступление на методическом объединении педагогических работников по профилю « транспорт»Тютюнникова Галина Васильевна, председатель ЦМК преподавателей общеобразовательного цикла, преподаватель русского языка и литературыВалуйки 2015г Решение двух задач:1. Применение нестандартных форм и методов обучения , стимулирующих активность учащихся на уроках русского языка, раскрывающих творческий потенциал личности .2. Совершенствование употребления производственно – технической терминологии. Слияние обучения языку и речи в единое целое.Материалом для комплексного обучения языку и речи служит ТЕКСТ как основная дидактическая единица. Уроки по теме :«Язык и речь. Функциональные стили речи » В качестве иллюстративного материала предложены тексты из учебников по спецпредметам: В процессе работы по предложенному тексту: -использую межпредметные связи по русскому языку и спецпредметам для лучшего усвоения материала; -развиваю умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессиональных; -закрепляю знание специальных терминов и их значений, умение работать со словарем.В обязанности водителя входит не только непосредственное управление автомобильным транспортом, но и контроль соблюдения пассажирами основных правил проезда, контроль безопасности во время посадки и высадки, комфорт пассажиров во время поездки. При возникновении поломок или неисправностей, именно водитель ответственен за устранение неудобства. Более того, опытный водитель способен в кратчайшие сроки оценить ситуацию движения на дороге, определиться с кратчайшим маршрутом, избежав досадной потери времени в городских пробках в часы пик.. ТЕКСТ № 1.Движение — основное условие совреме…ной жизнь однако не каждый гражданин нашей страны может позволить себе личный транспорт и именно в таком случае на помощь приходит в…дитель. Вместе с этим профессия водителя очень актуальна в сфере д…ставки грузов на р…зличные дистанции. Ист…рически водители существовали с момента по…вления первого транспортного средства. Каждая транспортная новинка вызывала уд…вление и даже опаску со стороны мирных жителей предпочита…ших отдавать её управление и личную безопасность в руки опытного в…дителя прекрасно знающего прав..ла передвижения.…Задание: Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания Проверка правильности выполнения задания. Проверяем правильность написания слов и расстановки знаков препинания по слайду презентации, обучающиеся комментируют, мотивируют постановку знаков препинания. Работа со справочной литературой:Води́тель или шофёр — человек, управляющий транспортным средством. Кроме того, водителем называют человека, который учит вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве. Изредка водителем называют и пилота самолёта. «Шофёр» как человек, профессионально занимающийся вождением автотранспортных средств;«Водитель» — более общее определение, включающее в себя как профессиональных шофёров, так и владельцев личного (частного) легкового автомобиля.Записываем значение слова. Работаем над ударением. Уроки 23-24 « Орфоэпия. Графика»Записываем под диктовку слова и расставляем ударение (по словарю)Автомеханик, двигатель, насос, домкрат, диск, стартер, топливо, генератор, карбюратор, тосол, антифриз, бензонасос, сцепление, маршрут, навигатор, фильтр, трансмиссия, радиатор, аккумулятор, тумблер, зажигание, клапан, глушитель, мотор, ключ. Словарная работа (диктанты)через видеоролики ,слайды, фото.ЗАДАНИЕ:Учащиеся записывают:1 ряд- существительные;2 ряд- прилагательные;3 ряд- глаголы. Лексическая работа +дуальное обучение-мини-сообщения по теме (для чего служит какая-либо запасная часть автомобиля)-профессиональная лексика Разгадай кроссворд(впиши названия запчастей по горизонтали) Урок «Фонетика» может проходить в форме дифференцированной групповой работы. Основные правила этой работы таковы:1)учитель даёт общее задание для группы из пяти человек, которое представляет собой определения из любого учебника по профилю «транспорт»2) группа во главе с лидером находит определяемое слово и делает его транскрипцию или письменный фонетический разбор;3) учитель имеет право спросить любого члена группы;4) оценка отвечающего распространяется на всех членов группы. Определения представляют собой следующее(например):1.Коленчатый вал — деталь (или узел деталей в случае составного вала) сложной формы, имеющая шейки для крепления шатунов, от которых воспринимает усилия и преобразует их в крутящий момент. Составная часть кривошипно-шатунного механизма 2. Коробка передач является важным конструктивным элементом трансмиссии автомобиля и предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии.3. Стартер — (англ. starter, от start начинать, пускать в ход) основной агрегат пусковой системы двигателя Урок: «Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях»-указать вид связи в словосочетаниях:-согласование;-управление;-примыкание.Красная машинаНет зарядкиСильная искраЗапасное колесоКлемма аккумулятораКрышка клапановПоддон автомобиляТонировка машиныКоробка передачРазвал схожденияГрязные фарыПровода магнитолыЗасорившийся бензонасос Погнутые клапана Урок «Фразеологические обороты»Найди пару: фразеологизм-антоним-; мастер на все руки -вставлять палки в колёса ;-к нему и на козе не подъедешь;-тише едешь-дальше будешь;-нестись сломя голову;- работать спустя рукава;- как селёдки в бочек;-душа в пятки ушла.-всезнающий; -мешать;-сложно ;-медленно;-быстро-неохотно;-тесно-страшно Образуйте от данных существительных форму творительного падежа единственного числа. Работа по предложенному тексту:Водитель легковой машины возит людей, а грузовой — перевозит различные грузы. Но и тот и другой должны отлично знать устройство машины, умело ею управлять, особенно на улицах большого города, где много транспорта и пешеходов.Грузовой автомобиль гораздо больше и мощнее легкового. Управлять такой большой машиной не так-то просто! Поэтому водители грузовиков имеют очень высокую квалификацию. Задание по предложенному тексту:Выпишите :1 вариант-все прилагательные;2 вариант-все существительные;3 вариант-все глаголыСоставьте по два предложения с выписанными словами, выделите грамматическую основу предложения. Работаем по предложенной теме: Запишите как можно больше существительных с различными способами словообразования (по вариантам) Работа с определённым словом: (задания)Запишите название частей автомобиля Сделайте транскрипцию этого слова.Составьте словосочетание с этим словом, определите вид связи слов в словосочетании. Работа с текстом из специальных книг для водителя :Задание:Прочитайте текст, выпишите выделенные слова, разберите их по составу. Правила дорожного движения водитель обязан выучить назубок и никогда не нарушать их! Водитель, который работает таксистом, возит людей по городу. Он хорошо знает все городские улицы и переулки. Компьютер не заменит учителя,но позволяет индивидуализировать и дифференцировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения. Русский язык – это не просто один из общеобразовательных предметов, это не просто умение читать и писать. Это – идеология, мировоззрение, жизненная позиция.Спасибо за внимание!!! Текст № 2Перед выездом водитель тщательно проверяет исправность своей машины. При малейшей неисправности машина не должна выходить на трассу, ею должен заняться специалист — механик. Многие водители работают на общественном транспорте — трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассы эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель должен быть здоров! Ведь во время рейса он отвечает за жизнь многих людей. На остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, трамвая или троллейбуса, а другие входят.