Презентация по русскому языку на тему «Морфология. Общее грамматическое значение частей речи. Нормативное употребление форм слова.»


Тема урока: «Морфология. Общее грамматическое значение частей речи. Нормативное употребление форм слова.» Эпиграф: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч. Выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А. И. Куприн. Цели: - Обобщение и закрепление знаний о грамматических признаках разных частей речи.- Развитее умения употреблять формы слова в речи.- Привитие чувства люби к русскому языку. Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать.Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу.Ветер горы разрушает, а слово народы поднимает. «Обращаться с языком кое – как - значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно». Л. Н. Толстой. Вопросы:1.Что изучает морфемика? 2.Из каких частей состоят слова?3.Какая морфема является основной частью слова?4.В какой части слова заключается полное лексическое значение?5.Какое назначение имеют в слове приставки и суффиксы?6.Назовите основные способы словообразования?Какую функцию выполняет окончание слова? Вопросы:1.Как называется раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи?2.Сколько частей речи в русском языке?3.На какие группы можно разделить все части речи?4.По какому принципу происходит деление частей речи на группы? Таблица «Самостоятельные части речи» Части речи Вопросы Общее значение Имя существительное Кто? Что? Предметность( предмет) Имя прилагательное Какой? Чей? Признак предмета Глагол Что делать? Что сделать? Действие предмета Наречие Как? Куда? Откуда? Где? Признак действия Имя числительное Сколько? Который? Количество, порядок предметов при счете Местоимение Кто? Что? Который? Предмет, признак Таблица: «Служебные части речи» Часть речи Назначение Примеры Предлог Связь слов в словосочетании и предложении С, в, на Союз Связь членов предложений и простых предложений в составе сложных И, а, но Частица Передает смысловые оттенки, образует формы слов Бы ______________________________________________________________ Часть речи Морфологические признаки Постоянные Непостоянные Имя существительное Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение Падеж, число Имя прилагательное Разряд Степени сравнения, полная или краткая форма, падеж, число. род Имя числительное Простое или составное, количественное или порядковое, целое или дробное, собирательное Падеж, число, род Глагол Вид, спряжение, переходность Наклонение, число, время, лицо, род Наречие Группы по значению: наречия места, меры и степени, причины, цели; степени сравнения _______________ Местоимение Разряд, лицо Падеж, число, род I. Магистраль (что?) – сущ.II. Пост: неодуш., нариц.,III скл., ж. р., непост: ед. ч., предл. п.III.На магистрали ( на чем?)_____________________________________________________________________________ Морфологический разбор . Образование формы Им. п. мн. ч. существительных Именительный падеж имени существительного м. р. и ж. р. -ы(-и) -а(-я) ( нейтральный характер речи, (разговорная речь) книжный)Искл: города, села. Перепишите. Раскрывая скобки. Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), искусные (повар), приехавшие (лектор), праздничные (торт). Заграничные паспорта, коллективные договоры, опытные доктора, предстоящие выборы, молодые офицеры, искусные повара, приехавшие лекторы, праздничные торты. «Проверь себя!» Образование формы Р. п. мн. ч. сущ. Родительный падеж множественного числа имени существительного (-ов (-ев)- (-ей)- нулевое окончание2 скл , м.р. 1, 2, 3 скл 1, 2 скл.много помидоров морей, степей дорог, дел Башкиры – башкир, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны. Татары, туркмены, цыгане, турки.Киргизы- киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты.Валенки – валенок, сапоги, чулки, ботинки. Ремешки – ремешков, носки.Вольты – вольт, амперы, микроны, аршины. Метры – метров, граммы. Килограммы, гектары. Лимон – лимонов, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты. От существительных мужского рода образуйте родительный падеж множественного числа. «Проверь себя!» Болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок.Казахов, узбеков, таджиков, якутов.Сапог, чулок. Ботинок. Носков.Ампер, микрон, аршин. Граммов, килограммов, гектаров. Апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов. . Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных . Степени сравнения Сравнительная Превосходная Н.ф. прил. +ее(ей)сильнее Слово менее, более+ н.ф. прил.менее сильный Н.ф. прил.+ ейш(айш)сильнейший Слово самый, наиболее + н.ф. прилаг. самый сильный . Образуйте от данных в скобках прилагательных сравнительную или превосходную степень( простую или составную)1.Смородина (вкусный) крыжовника. 2.Олово (плавкий) металл, чем свинец.3.Ключевая вода( чистый) речной. 4. Твой рисунок ( красивый) моего.5.(Низкий) зимние температуры бывают в Якутии. 6. Малина ( сладкий) брусника). 7. У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего. . Склонение имен числительных Разряд числительного Правило склонения Количественные составные числительные Склоняются все составляющие их части Порядковые числительные Склоняется последняя цифра Собирательные числительные Употребляются в сочетании с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных; и с существительными, которые имеют только форму мн. ч. 1.У кузницы стояло (два, двое) саней и (три, трое) телеги. 2. ( Два, двое) суток продолжалась метель. 3. ( Четыре, четверо) друзей отправились в поход. 4. ( Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей. 5. По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 6. Город расположен на (обе, оба) берегах реки.___________________________________________________________________ Перепишите, выбирая нужную форму числительного. «Поверь себя!» Перепишите, выбирая нужную форму числительного.1.У кузницы стояло двое саней и три телеги. 2. Двое суток продолжалась метель. 3. Четверо друзей отправились в поход. 4. Шесть девушек поступили на курсы секретарей. 5. По обеим сторонам улицы устроены газоны. 6. Город расположен на обоих берегах реки. . Основные трудности в образовании глагольных форм. Глагол Форма, которую не образует глагол Недостаточные глаголы 1л. ед. ч., ощутить – могу ощутить Изобилующие Имеют 2 формы в 1л. ед.ч., (полоскаю – полощу). Безличные Повелительно наклонение- (брезжить, смеркаться). Запишите глаголы в 1 лице множественного числа настоящего и будущего времени, не меняя вида глагола.Стучать, стукнуть, постучать, постукивать; слышу, слушаю, услышу, недослышу; вижу, предвижу. Запишите глаголы в 1 лице множественного числа настоящего и будущего времени, не меняя вида глагола.Стучать – стучим, будем стучать; стукнуть - стукнем; постучать – постучим; постукивать – постукиваем, будем постукивать; слышу –слышим, будем слышать; слушаю – слушаем, будем слушать; услышу – услышим; недослышать – недослышим; вижу – видим, будем видеть; предвижу – предвидим. «Проверь себя!» Вопросы: Как образуется форма И. п. мн.ч. существительных?Как образуется форма Р.п. мн. ч. существительных?Как образуются степени сравнения имен прилагательных?Как склоняются составные, количественные и порядковые числительные?Какие глаголы не имеют формы 1 лица? Как употребляются такие глаголы в форме 1 лица?Какие глаголы имеют две формы в 1 лице?Какие глаголы не образуют повелительного наклонения? Директора, доктора, инженеры, бухгалтеры, конструкторы, профессора.Апельсинов, граммов, литров, мест, дел, вокзалов, касс, поездов, билетов.___________________________________________________________________ «Проверь себя!» Тестовая работа Вариант 1.1.Найдите ошибку в образовании формы Им. п. мн.ч. существительных: а) адреса,б) века,в) выбора.2. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн.ч. существительных:а) станций,б) вокзалов,в) депов.3. Найдите ошибку в образовании степеней сравнения у имен прилагательных:а) красивейшее здание вокзала,б) самый старинный город,в) самый красивейший железнодорожный мост.4. Найдите ошибку в образовании формы слова:а) двадцати пяти вагонов,б) тридцать четвертого пассажира,в) семьдесят семи тепловозов.5. Найдите ошибку в образовании формы слова:а) могу ощутить,б) махает рукой,в) сотри с доски. Вариант 2.1.Найдите ошибку в образовании формы Им. п. мн.ч. существительных: а) сорта,б) якоря,в) конструктора.2. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн.ч. существительных:а) платьев,б) рельсов,в) ружьев.3. Найдите ошибку в образовании степеней сравнения у имен прилагательных:а) самое красивое здание вокзала,б) самый красивый город,в) самый сильнейший спортсмен.4. Найдите ошибку в образовании формы слова:а) тридцати пяти вагонов,б) сорок четвертого пассажира,в) восемьдесят семи тепловозов.5. Найдите ошибку в образовании формы слова:а) сумею победить,б) плескает водой,в) рано смеркается. Ответы к тесту: Вариант1 : Вариант 2: 1- в, 1-в, 2- в, 2- в, 3-в, 3-в, 4-в, 4- в, 5-б. 5- в. Урок – презентацию по теме:«Морфология. Общее грамматическое значение частей речи. Нормативное употребление форм слова.»Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Елизарова Е. Н.