ПОДГОТОВКА К ОГЭ и ЕГЭ. Средства речевой выразительности в тексте (олицетворение).


ПОДГОТОВКА К ОГЭ и ЕГЭ Средства речевой выразительности в тексте (олицетворение).Подготовила учитель русского языка и литературыМБОУ Биокомбинатовской СОШП.БиокомбинатаЩёлковского муниципального района Московской области Лидия Николаевна Белаяп.Биокомбината,2016год . Цель: -обобщение и систематизация знаний об олицетворении; -учиться видеть их работу в произведении.  Олицетворение      — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Роль олицетворений в тексте      Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств. Внимание! Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике). Чаще всего олицетворения используются при описании природы:Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов) Реже олицетворения связаны с предметным миром:Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? Довольно?.. И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно. Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось... И было мукою для них, Что людям музыкой казалось. (И. Ф. Анненский);Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома. (Д. Н. Мамин-Сибиряк) ПОТРЕНИРУЕМСЯ Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.1) Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А. А. Фет) 2)Тропами потаенными, глухими,  В лесные чащи сумерки идут.  Засыпанные листьями сухими, Леса молчат — осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)3)  В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев) 1 Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль. 1) Вешних дней минутны грозы,Воздух чист, свежей листы...И роняют тихо слезыАроматные цветы. (А. А. Фет)2) На родину тянется туча,Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов) 1) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман. Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)2) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)3) Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска... с опущенной головой садилась на краешек постели, брала за руку — печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами — рука в руке. (Т. Н. Толстая) Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль. Найдите случаи совмещения олицетворения с другими средствами художественной изобразительности. 1) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (А. П. Чехов) 2)Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались тоска, отвращение, ненависть. (М. Е. Салтыков-Щедрин) 3) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей. (С. А. Есенин) 4) Родная земля! Назови мне такую обитель... (Н. А. Некрасов) Назовите выделенное средство выразительности.С вечера все спится,На дворе темно,Лист сухой валится,Ночью ветер злитсяДа стучит в окно. (А.А. Фет) олицетворение
Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении:Свернув душистые листы,Вкушают сон без сновиденийПолузавядшие цветы. (М.Ю. Лермонтов)олицетворение эпитет метафора сравнение Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А.П. Платонов)олицетворениепросторечные словагиперболаэпитет 1.Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)3. И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком. (С.Есенин)4. Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте. (Б.Пастернак)5. Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. (М.Басё) Найдите соответствия. ПРОВЕРИМ1.Б2.А3.Г4.Д5.В


1. И наше северное лето,Карикатура южных зим,Мелькнет и нет... (А.Пушкин)2. Уж вечер... Облаков померкнули края,Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь)5. Не умрет твой стих могучий,Достопамятно-живой,Упоительный, кипучий,И воинственно-летучий,И разгульно-удалой. (Н.Языков) а)АНТИТЕЗА б)ОЛИЦЕТВОРЕНИЕВ)ЭПИТЕТ г)СИНЕКДОХАд)ПЕРИФРАЗА Найдите соответствия. ПРОВЕРИМ1.Д2.Б3.А4.Г5.В


1. Жить, храня веселье горя,Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)4. Ты все пела? – Это дело! Так поди же попляши. (И.Крылов)5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин) Найдите соответствия. ПРОВЕРИМ1.Б2.Г3.А4.В5.Д


Определите средство выразительности. Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер - полетели.СравнениеОлицетворениеМетонимияМетафора--+-fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
Определите средство выразительности. Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» Олицетворение ЛитотаЭпитетГипербола --+-fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
--+-Подруженьки ‑ березки стояли на отшибе у леска тесной кучей.Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов.Фронт еще не улегся многоверстной неподатливой гадюкой.Глухой говор. Звяк стремени. Скрип седел.Найдите олицетворение.fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1)Голос безгласия;Чтоб он молчаньемСлаву пел мою. (К.Бальмонт) 2)Война – жестче нету слова.Война – печальней нету слова.Война – святее нету слова. (А.Твардовский) 3)Театр уж полон; ложи блещут;Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин) 4)Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)4
Соотнесите тропы и их определения. {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}1. МетафораА. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.2. СравнениеВ. Образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.3. ОлицетворениеГ. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. 4. ЭпитетБ. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. ПРОВЕРИМ. {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}1. МетафораА. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений2. СравнениеБ. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. 3. ОлицетворениеВ. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.4. ЭпитетГ. Образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ1.О.В.Загоровская,О.В.Григоренко.Русский язык: Готовимся к ЕГЭ. Пособие для общеобразовательных учреждений. Часть С.-М.: Просвещение,2013.2.ОГЭ-2016.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование»,2016 год.3. Шаблон слайда http//aida.ucoz.ru4. Материалы для практических заданий http : //iumka.ru5.Шаблон учебного тренажёра – Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. http://www.it- .ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=48111&all=1&page=3 ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!
ppt_y