презентация для школьного психолога


Диагностические методики для ПМПК Для возраста 7-9лет Возраст 7-9 лет Исследование восприятия, вниманияНабор карточек с изображением геометрических фигур.Разрезная картинка из 6-8 частей.Ориентирование в пространстве и на листе бумаги в клетку (графический диктант).Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать.Методика «Найди отличия» (в соответствии с возрастом).Исследование мышленияТаблицы с изображением 4-х предметов (дидактическая игра «Четвертый лишний») разных вариантов сложности.Таблицы с матрицами Равена.Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).Серии картинок с изображением последовательности событий (6-8 картинок).Таблицы с текстом разной сложности.Счетные операции (понятие чисел, выполнение арифметических действий, понимание хода решения задач).Исследование памятиТаблицы с изображением знакомых предметов для развития зрительной памяти (возможны разные варианты запоминания чисел, слов, геометрических фигур).Слуховая память: запоминание 10 слов.Тексты для воспроизведения.Исследование развития речиПересказ текста.Использование в речи развернутых высказываний. Исследование эмоционально-волевой сферыНаборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.Методика самооценки.Исследование представлений о себе и окружающихНазывает свое имя, фамилию, отчество, пол, возраст.Называет имена, отчества, фамилии членов семьи, знакомых и т.д.Опросник для определения широты кругозора (Чем отличается старый человек от молодого? Почему у всех автомобилей есть тормоза?).Исследование уровня обучаемостиТехника чтения.Срезы знаний по математике и русскому языку (в соответствии с программой обучения). Игры с геометрическими фигурами Перед тем как начать выполнять задания с карточками, важно объяснить ребенку что карточки должны лежать таким образом, чтобы изображенные на карточке фигуры находились слева направо. Когда ребенок считает сколько фигур изображенно на карточке, счет должен начинаться с лева на право. Это очень важно, т.к. в дальнейшем это поможет ребенку научиться читать с лева на право.Задание 2Найти к примеру карточку на которой 4 фигуры. Назвать все фигуры изображенные на этой карточке и назвать какого они цвета.Задание 3Положить перед ребенком карточку с изображением 3 (или 4, 5) фигур. Попросить назвать какая фигура изображена первой, какая второй.... какая последней.Задание 4Положить перед ребенком карточку с изображением 5 фигур. Попросить ребенка назвать какая фигура изображена между ..к примеру квадратом и треугольником. Для начала ребенок должен положить палец одной руки на одну фигуру- квадрат, палец второй руки положить на фигуру- треугольник, так ребенку будет легче понять и определить какая же фигура находится между двумя этими фигурами.Задание 5Положить перед ребенком карточку. Для начала это может быть карточка с изображением одной фигуры. Попросить ребенка назвать фигуру и какого она цвета. Затем перевернуть карточку и попросить назвать ребенка по памяти, какая была изображена фигура и какого цвета.Затем добавляем карточку с двумя фигурами и постоянно усложняя задачу. Игры с геометрическими фигурами Задание 1Ребенку раздать комплект из 5 карточек, с фигурами от 1 до 5 фигур.Задача ребенка разложить карточки в порядке возрастания сверху в низ карточки с фигурами, начиная от 1 фигуры и закончить 5 фигурами. Игры с геометрическими фигурами Задание 2Найти к примеру карточку на которой 4 фигуры. Назвать все фигуры изображенные на этой карточке и назвать какого они цвета. Игры с геометрическими фигурами Задание 3Положить перед ребенком карточку с изображением 4 фигур. Попросить назвать какая фигура изображена первой, какая второй.... какая последней. Игры с геометрическими фигурами Задание 4Положить перед ребенком карточку с изображением 5 фигур. Попросить ребенка назвать какая фигура изображена между ..к примеру квадратом и треугольником. Для начала ребенок должен положить палец одной руки на одну фигуру- квадрат, палец второй руки положить на фигуру- треугольник, так ребенку будет легче понять и определить какая же фигура находится между двумя этими фигурами. Игры с геометрическими фигурами Задание 5Положить перед ребенком карточку. Для начала это может быть карточка с изображением одной фигуры. Попросить ребенка назвать фигуру и какого она цвета. Затем перевернуть карточку и попросить назвать ребенка по памяти, какая была изображена фигура и какого цвета.Затем добавляем карточку с двумя фигурами и постоянно усложняя задачу. Тест на внимание ребенка 4 - 7 лет "Найди отличие" Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень внимания. Задание ребенкуНеобходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 бал­лов. Время на выполнение этого задания - 4 минуты. Оценка результатов16-17баллов — высокий уровень;    4-7балла — ниже среднего;13-15 баллов — выше среднего;  0-3 балла — низкий уровень.8-12 баллов - средний уровень; Определение уровня развития мелкой моторики рук детей 6 - 9 лет Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу). 9 6 5 3 6 лет7 лет8 лет9 лет Среднее количество синкинезий по двум пробам Возраст ребенка Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом: 1) подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.2) полученные по каждой руке результаты складывают.Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме. 1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» На картинке необходимо найти изображение, которое не подходит к трём остальным. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Графический диктант. Рисунок по клеточкам МЕТОДИКА "ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ" ИНСТРУКЦИЯ. «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело окончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда  вторую, третью..., а сюда последнюю». Опросник.Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”.Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами.Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)3. Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3) 11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 018. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От -1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка. Поэтапное срисовывание1. предложить нарисовать произвольно, выяснить предпочтения;2. предложить готовые картинки для срисовывания.3. предложить разобрать готовый рисунок по принципу, что рисуется первым. Оценивание уровня зрелости. Проверяем готовность к школе по опроснику Джеральдины Чейни.Оценка развития познания1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?Оценка базового опыта6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?7. Был ли малыш в библиотеке?8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?   Оценка языкового развития11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?16. Четко ли ребенок выговаривает слова?17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?Оценка уровня эмоционального развития 19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми? Оценка умения общаться23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?Оценка физического развития26. Хорошо ли ребенок слышит?27. Хорошо ли он видит?28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?Зрительное различение32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?Зрительная память34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?Зрительное восприятие36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?37. Понимает ли он, что читают слева направо?38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.Уровень слуховых способностей40. Может ли ребенок рифмовать слова?41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?Оценка отношения к книгам44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?