Лингвистическая игра на тему Разделы языкознания (6 класс)


Лингвистическая игра Составила: Петухова Наталья Геннадьевна, учитель русского языкаМБОУ «Лицей №1» города Салават РБ Фонетика Лексика Фразеология Морфология Синтаксис 10 10 10 10 10 20 30 40 50 20 20 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 50 50 Назови слова, в которых больше звуков, чем букв: ПАЛЬМА МАЯК ЮНОША ЗВЕЗДА 10 МАЯК- 4б.,5зв ЮНОША- 5б.,6зв Расширение методической базы Отгадай слово: В начале октябряищи слог первый мой,в начале ноября ищи второй,а в дом жилой войдёшь – там целое найдёшь. окно 20 Расширение методической базы Когда буквы Е, Ё, Ю, Я образуют 2 звука? 30 В начале слова – яма [йама] После разделительных ъ и ь – пью [пйу] После гласного – пою [пойу] 1 2 3 ЙОД Найдите слова, в которых рядом находятся 2 гласных звука: 40 ФОЙЕ ФИЛИАЛ СОЮЗ СТАТУЯ САУНА Найдите слова с повторяю-щимися согласными звуками: СКВОРЕЧНИК 50 ДЕД ТОРТ ТРЕТИЙ ДУДКА ЖИЖА синонимы 10 Отгадайте загадку. Как называются такие слова? Я – жилище для зверька,Для сверчка и паучка.Есть ещё и тёзка мой:Редкостный зверёк пушной НОРКА (ОМОНИМЫ) 20 Назовите однокоренные слова: 30 спелый – спешка зрелость – созревать осада – осадки стоянка – стойкость коса – коснулся колючий - уколоться 40 Среди многозначных слов спрятался омоним. Найди его. Жать руки друзьям жать сок из лимона жать в подъёме(тесная обувь) жать рожь серпом жать рожь серпом – срезать колосья Значение остальных: давить, сжимать, стискивать 50 Объясни значение словосочетаний (значения не должны повторяться!): мягкий климат мягкий характер мягкий свет мягкий металл Мягкий мох нежёсткий мох нетвёрдый металл тёплый климат уступчивый характер неяркий, приятный для глаз свет 10 Найди фразеологизм: Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. стоял на якоре 20 20 не в свои сани не садись «много» «мало» 30 Кот наплакал хоть отбавляй «мало» «мало» раз, два и обчёлся на один зуб Найди лишнее: Сломя голову Найди фразеологизмы-антонимы: в один миг рукой подать в час по чайной ложке кататься со смеху черепашьим шагом 40 у чёрта на куличках реветь в три ручья 40 Сломя голову - черепашьим шагом, в час по чайной ложке -в один миг, рукой подать - у чёрта на куличках, кататься со смеху - реветь в три ручья 50 Подбери фразеологизмы к предложениям: Дядя Миша умеет всё: и на гитаре играть, и машину починить, и обед приготовить. мастер на все руки Мой друг никогда не говорит напрасно, и если обещает, то выполняет. не бросает слов на ветер Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. вышел сухим из воды 10 Найди служебные части речи: Лес на же я мог но он предлог частица союз 20 Найди лишнее: бег ходьба прыжки идти разминка идти – глагол, а остальные - существительные 30 Найди лишнее: верь учи сидел отдай прекратите выполни пожалейте сидел – изъявит. наклонения, а остальные глаголы - повелительного 40 Найди имена числительные: один одинокий десяток утроить десять пятерня шестиугольник сто семилетка 50 Перечисли разряды местоимений личные возвратное притяжательные указательные вопросительные относительные определительные отрицательные неопределённые 1 9 2 3 4 8 7 5 6 10 Составь предло-жение: волисилаценнейшеечеловекакачество 10 Сила воли – ценнейшее качество человека. 20 Найди словосочетание: красный или синий я и они из-под снега мой дом мы спим 30 Найди лишнее: 4)В булочной пахнет хлебом. 1)Собака убежала в лес. 2)Расцвели розы в саду. 3)На площадке дети играют с мячом. 40 Найди предложение с обращением: 5)Почтальон, передайте письмо Анне. 1)Афанасий Иванович был высокого роста. 2)Мама, например, приехала из Москвы. 3)Как пахарь, пашня отдыхает. 4)Витя, к сожалению, ехал молча. 50 Определи номера простых и сложных предложений: 5)Коля и Оля нашли удобное, тихое место и сели. 1)Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати. 2)Книги, с которыми я дружу, помогают мне. 3)Ему докладывали об этом, но он не действовал. 4)Ему докладывали об этом, но не разрешали ехать. Спасибо за игру!