Презентация по русскому языку на тему Правописание НЕ с причастиями (7 класс)


* * Пустыня безграм. Ваш гид Мы находимся в пустыне Безграмотности и отправляемся к океану Знаний, чтобы узнать о правописании не с причастиями,составить опорный конспект. Этапы пути * Этапы пути Повторение «Правописание не с разными частями речи.Наблюдения «Не с причастиями» Составление О.К.Образец рассуждения.Тренировочные упражнения.Вспомним правило по О.К.Контрольные упражнения. * Полетное повторение НЕС.,П.,Н. Собираясь в дальний путь, не забудьте взять с собой правило о правописании не с существительными, прилагательными, наречиями. Слитноне употр.синоним. Раздельн.>,а<Отнюдь, ничуть, далеко, вовсе … Наблюдения Этапы пути * Наблюдения НЕ с причастиями слитно: Не употребляется без НЕ, нет противопоставления с союзом А, нет зависимого слова. Не с причастиями раздельно: Полные причастия с зависимыми словами, есть противопоставление с союзом А, краткие причастия. Непрочитанная книгаНе прочитанная /кем?/ мною.Не прочитанная, а просмотренная книгаКнига не прочитана.Недоумевающий НЕ с Пч.Слитно Разд.не употр. кр. Пч.нет З.С. полн. Пч. + З.С.нет против. против. с а Составление опорного конспекта Образец рассуждения О том, как Не искала друзей среди Причастий. Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:— Ну тебя! — и пошли дальше.Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело:Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.И друзья побежали к новым приключениям. * * Образец рассуждения 1. Нетронутый; 2. Не тронутый (к е м?) лыжниками снег. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово. * Ура! Учимся плавать! 1. Графические 2. Конструирование 3.Предупредительные 4.Распределительные 5.Редактирование6.Работа с текстом 7. Контрольные Повторим правилоПодведем итоги Упражнения * Объясни графически Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки. Объясните графически правописание «не» с причастиями, расстановку знаков препинания при причастных оборотах.1.В (не)обыкнове(нн,н)ой, (ни)когда (не) слыха(нн,н)ой тиш…не зар…ждается ра(сс,с)вет. 2. Разнообразие трав в лугах (не) слыха(нн,н)ое. (Не) скоше(нн,н)ые луга так душисты, что с (не)пр...вычки туманит(?)ся и т…желеет голова.3. (Не)дочита(нн,н)ая книга это (не)оконче(нн,н)ый путь. 4. Володя сидел сл…жа руки и в позе (не) имеющей ничего общего с позой рыб…лова ,5. Стоял он м…нут десять (не)вид…мый на тёмном фоне леса. Виды упражнений Конструирование Проверка * 1.В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. 2. Разнообразие трав в лугах неслыханное. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова.3. Недочитанная книга - это неоконченный путь. 4. Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего общего с позой рыболова. 5. Стоял он минут десять, не видимый на тёмном фоне леса. Виды упражнений * ***Прибавьте к причастиям пояснительные словаи перепишите. Устно составьте предложения с причастными оборотами. Образец. Ненаписанное сочинение — не написанное к сроку сочинение. Не написанное к сроку сочинение очень беспокоит меня.  1) Непрочитанная книга; 2) нескошенная трава; 4) неуспевающие ученики; 6) нераспечатанная телеграмма . Виды упражненийПродолжить? * Прибавьте к причастиям пояснительные слова, полученные причастные обороты поставьте позади определяемого слова. Перепишите, ставя запятые. Образец. Несделанные чертежи задерживают строительство дома.— Чертежи, не сделанные в проектной мастерской, задерживают строительство дома. 1) Неотправленные письма передайте почтальону. 2) Нерасклеенные афиши лежат в шкафу. 3) Непроверяемые гласные вызывают много ошибок. 4) Незамёрзшая река глухо шумит. 5) Нерозданные тетради преподаватель положил в стол. Предупредительные упражненияВиды упражнений. * Запишите, предварительно анализируя, краткая или полная форма у причастий. Есть зависимые слова или их нет? Мы давно (не) были в своём деревенском доме. Во-первых, (не)отремонтированный дом пот…рял свой нарядный вид: стекла потускнели, (не) выкрашенные стены выгл…дели уныло, печь осталась (не) выбеленной и (не) радовала глаз. Мы дружно вз…лись за работу и через н…делюв…рнули ж…лью его прежний праздничный обл…к. Всё, что было (не)выкрашено, (не) вымыто, (не) прибрано, засв…ркало чистотой. Отдых начался! * Мы давно не были в своём деревенском доме. Во-первых, неотремонтированный дом потерял свой нарядный вид: стекла потускнели, невыкрашенные стены выглядели уныло, печь осталась невыбеленной и не радовала глаз. Мы дружно взялись за работу и через неделю вернули жилью его прежний праздничный облик. Всё, что было не выкрашено, не вымыто, не прибрано, засверкало чистотой. Отдых начался! Виды упражненийРаспределительный * Задание: Запишите словосочетания в две колонки: 1) не слитно, 2) не раздельно. Объясните.(Не) дописанное письмо; письмо (не) дописано;(не) вспаханное поле; (не) забываемая встреча; (не) ослабевающая ни на минуту тревога; (не) прекращающийся дождь; (не) сжатая, а скошенная рожь; (не) успокоившееся после бури озеро; телефон (не) отремонтирован.; по (не) исследованной местности;лиса, (не) замеченная охотником;отряд, никем (не) защищённый; (не) отправленная бандероль; (не) законченный рассказ;(не) освещённая солнцем комната; (не) прикрытая дверь; птицы, (не) улетевшие на юг; соболь, (не) успевший взобраться на дерево. * Не слитно: Недописанное письмо, невспаханное поле,незабываемая встреча,непрекращающийся дождь,по неисследованной местности, неотправленная бандероль,незаконченный рассказ, неприкрытая дверь. Не раздельно: Письмо не дописано ( кр. Пч.),не ослабевающая ни на минуту тревога (З.С.), не сжатая, а скошенная рожь (есть противоп.),не успокоившееся после бури озеро (З.С.), телефон не отремонтирован (кр. Пч.),лиса, не замеченная охотником (З.С.),отряд, никем незащищенный (З.С.),не освещенная солнцем комната (З.С.),птицы, не улетевшие на юг (З.С.),соболь, не успевший взобраться на дерево (З.С.). Итоги Расскажите правило, используя опорный конспект. Кр. Пч.Пч. + З.С. >,а < Не употр.Нет З.С.Нет >,а < Перед нами океан Знаний. Возьмем с собой только один драгоценный камешек «Правописание не с причастиями». НЕ с Пч. РАЗД. СЛИТНО Контроль 1, 2, 3, 4 * Самостоятельная работа № 1 В крымских горах и на Кавказе во множестве в…дились орхидеи. Красота и (не)защ…щённость ч…десных цветов сослужили им р…ковую службу. (Не)умеренная охота «любителей» при- роды в…дёт к их ма(с, сс)овому истреб- лению. Некоторые из орх…дей сегодня уже на грани полного и…чезновения. Другие ещё держ...тся, но тоже нужда- ются в самом бер…жном отношении . * Тест № 2 Задание: Укажите № № словосочетаний, в которых не с причастием пишется раздельно.(Не) разбросанные, а аккуратно сложенные тетради, край (не) исследован, (не) распустившаяся яблоня, (не) допетая до конца, (не) срезанная роза , (не) состоявшийся разговор, вишня (не) обрезана, (не) замолкающий ни на минуту, (не) законченная повесть,ничем (не) защищен,(не) обдуманный, а опрометчивый поступок, (не)навидящий врага, (не) вызубренные, а осознанные правила. Контроль 3, 4.