«Обучение в сотрудничестве», как современная образовательная технология


ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 13 имени Дважды Героя Социалистического труда В.И.Штепо»Выступление на психолого-педагогическом семинаре по теме: «Обучение в сотрудничестве» Подготовила преподаватель I квалификационной категории: Шатова Надежда Юрьевна. Сотрудничать - значитсовместно трудиться,Не просто трудиться, А чем-то друг с другом делиться;Чтоб ты помогал и тебе помогали,Чтоб ты начинал, а друзья продолжали… Требования рынка труда Работник, способный работать в команде Принимать самостоятельные решенияМобильно перестраиватьсяСтавить и решать новые профессиональные задачиСамостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле» (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон. Технология сотрудничества предполагает обучение в коллективе взаимооценкуобучение в малых группах Главные идеи обучения в сотрудничестве создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в различных учебных ситуациях учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых студентов их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными. Как мы работаем в группе (памятка) Мы работаем спокойно.Мы остаёмся в группе во время работы.Мы обсуждаем, а не критикуем.Мы помогаем друг другу.Мы уважаем мнение других.Мы в ответе за успех каждого. понимать иподдерживать другдруга конструктивноразрешать, возникающие между нимиконфликты общаться честно,открыто, без всякихнедомолвок хорошо знать друг друга и доверять друг другу Чтобы достичьцель Используя на практике обучение в сотрудничестве, преподаватель:• формирует группы;• определяет стоящие перед ними цели и пути их достижения;• наблюдает за их работой;• вмешивается в эту работу, чтобы обратить внимание студентов на навыки межличностного общения в небольших коллективах;• оказывает студентам академическую помощь, когда это необходимо;• проверяет и оценивает знания студентов, пользуясь системой определенных критериев;• участвует в обсуждении группы результатов работы. Чтобы воспитать у студентов чувство личной ответственности, преподаватель непременно должен помнить следующее: 1. Группы сотрудничества должны быть малочисленными. Чем меньше группа, тем большая ответственность лежит на каждом.2. Знания каждого члена группы следует проверять в индивидуальном порядке.3. Полезно, чтобы студенты периодически проводили анализ деятельности своей группы, при котором отмечали достоинства и недостатки в работе. 4. Нужно наблюдать за работой всех групп и фиксировать все случаи участия каждого члена группы в общем деле.5. В каждой группе нужно иметь «контролёра», который вправе попросить любого своего одногруппника объяснить ему, почему группа ответила на заданный вопрос именно так, а не иначе.6. Полезно предлагать студентам научить других тому, что они знают или умеют делать сами. Когда этим заняты все члены группы, это называется «одновременным объяснением». Алгоритм работы преподавателя по технологии сотрудничества 1 шаг. Конкретизация (определение) целей урока.2 шаг. Определение численности группы.3 шаг. Рассадка студентов.4 шаг. Обеспечение необходимыми ресурсами.5 шаг. Взаимозависимость и распределение ролей.6 шаг. Объяснение академической задачи.7 шаг. Объяснение критериев оценки работы.8 шаг. Формирование позитивной взаимозависимости.9 шаг. Наблюдение за поведением студентов.10 шаг. Помощь в овладении знаниями. Обсуждение работы группы . Проверка и оценка знаний.11 шаг. Оценка знаний и обсуждение работы группы. Завершающая стадия урока. Главное надо помнить: никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринужденная обстановка, только откровенный разговор, только доверие друг к другу дают возможность благоприятно воздействовать на студента. Основные преимущества технологии сотрудничества: 1. Не все студенты готовы задавать  вопросы преподавателю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности студенты выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к преподавателю.2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.3. У студентов формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.4. Студенты учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными компетенциями.5. У студентов развивается чувство ответственности, взаимопомощи. Индивидуальная работа со студентами. Взаимопроверка работ. Решение задач у доски. Предметные недели. Работа в командах, по группам. Участие в конкурсах.