Презентация по химии 10 класс базовый уровень Практическая работа №1 по теме Идентификация органических веществ


10 класс базовыйПрактическая работа № 1«Идентификация органических соединений»Учебник О.С. Габриелян базовый уровеньРазработала учитель химии высшей категории МОУ «СОШ № 94» г. СаратоваЖуравлёва Ольга АлександровнаСпасибо! Ваш файл добавлен!После проверки он будет опубликован в выбранном Вами разделе на страницеhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98714832Не загружайте работу повторно - это не ускорит её публикацию «идентификация органических соединений»Оборудование: пробирки, штатив химический, штатив физический, спиртовка, спички, держатель для пробирок.Реактивы: согласно методичке.Цель урока: научиться 1.Распознавать органические вещества2. проводить экспериментальные доказательства наличия данного вещества Техника безопасности в лабораторииЕсли в руках у вас жидкое - не разлейте, порошкообразное - не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу. Если включили - выключите. Если открыли - закройте. Если разобрали - соберите. Если вы не можете собрать - позовите на помощь умельца. Если вы не разбирали - не вздумайте собирать. Если вы одолжили что-нибудь - верните. Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке. Если вы привели что-либо в беспорядок - восстановите статус кво. Если вы сдвинули что-нибудь - верните на место. Если вы хотите воспользоваться чем-либо, попросите разрешения. Если вы не знаете, как это действует, не трогайте. Если вас это не касается - не вмешивайтесь. Если вы не знаете, как это делается - сразу спросите. ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ = ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ + ТБЕСЛИ НЕ УСВОИЛИ ЭТИХ ПРАВИЛ, НЕ ВХОДИТЕ В ЛАБОРАТОРИЮ. запрещается Инструктаж по ТБ правильно организуй своё рабочее место! вещества инструктаж по правилам техники безопасности1. работа с кислотами2. работа со щелочами3. работа с солями4. работа с пузырьками5. работа со спиртовкой6. нагревание веществ7. работа со штативом8. организация рабочего места Определение запаха Работа со штативомЧасти штатива1. подставка2. металлический стержень3. муфты4. лапка5. кольцо 1. резервуар со спиртом 2. фитиль 3.кольцо для фитиля 4. колпачок строение спиртовки спиртовки нагреваниеТолько закрепив в держателеВыбери верный вариант Ход работыВариант 1 вариант 2Задание 1- 1вариант Задание 1-2вариантЗадание 2 Задание 4Вариант 3 вариант 4Задание 1- 3 вариант Задание1- 5 вариантЗадание 4 Задание 2 Инструктаж по работе1. эталон должен остаться чистым2. сделать пробы для работы3. Таблица чертится на 2 страницы пример оформление работыТаблица (на 2 страницы)№ зАдФормулы и названия исходных веществНаблюдения признакиов химических реакцийУравнения химических реакцийВывод1.С 2Н5 ОН – этанолНСООН- муравьиная кислотаСu(OH)2 – гидроксид медиСu- медная спираль1. сделаем пробы !!!!2.получим гидроксид меди (II) –Cu(ОН)2для этого прильём к CuSO4 NaOH или КОН3.добавим гидроксид меди (II) в обе пробирки с пробами4. наблюдаем: там, где выпал Сu2 О кирпично-красный осадок находится муравьиная кислота.CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO42 Сu +O2 → 2СuO и т. д.В пробирке № 1-№2- продолжение{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ зАдФормулы и названия исходных веществНаблюдения признакиов химических реакцийУравнения химических реакцийВывод5. значит в другой пробирке этанол , докажем это с помощью качественной реакции с оксидом меди СuO6. прокалим медную спираль в пламени спиртовки и опустим её в спирт. Проделаем так несколько раз. Обнаружим резкий запах альдегида.7. запишем № пробирок ЗАДАЧА № 1 текст В двух пробирках без этикеток содержатся следующие вещества:1 вариант этиловый спирт и муравьиная кислота2 вариант растворы глюкозы и глицерина3 вариант растворы формальдегида и белка4 вариант крахмальный клейстер и глицерин Попробуем решить методом матриц ВАРИАНТ 1 Матрица 1{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Реагент/реактивСuO медная спиральлакмус№ пробиркиC2 H5 OH Резкий запах альдегида _ № …HCOOH -краснеет№ … Нейтральная средаКислотная среда ВАРИАНТ 1 (пошаговая инструкция к выполнению)1. сделаем пробы !!!!2. добавим лакмус в обе пробирки с пробами3. наблюдаем покраснение лакмуса в пробирке с муравьиной кислотой4. значит в другой пробирке этанол , докажем это с помощью качественной реакции с оксидом меди СuO5. прокалим медную спираль в пламени спиртовки и опустим её в спирт. Проделаем так несколько раз. Обнаружим резкий запах альдегида.6. запишем № пробирок уравненияHCOOH → H + + COOH _ лакмус краснеет2 Сu +O2 → 2СuO C2 H5 OH + СuO → CH3COH ↑+ Сu + H2O Резкий запах альдегида ВАРИАНТ 1 матрица 2{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Реагент/реактивСuO -медная спиральСu(OH)2№ пробиркиC2 H5 OH Резкий запах альдегида _ № …HCOOH -« вскипание», кирпично- красный осадок№ … ВАРИАНТ 1 (пошаговая инструкция к выполнению)1. сделаем пробы !!!!2.получим гидроксид меди (II) –Cu(ОН)2для этого прильём к CuSO4 NaOH или КОН3.добавим гидроксид меди (II) в обе пробирки с пробами4. наблюдаем там, где произошло «вскипание» и выпал Сu2 О кирпично-красный осадок находится муравьиная кислота.5. значит в другой пробирке этанол , докажем это с помощью качественной реакции с оксидом меди СuO6. прокалим медную спираль в пламени спиртовки и опустим её в спирт. Проделаем так несколько раз. Обнаружим резкий запах альдегида.7. запишем № пробирок Реакция муравьиной кислоты с гидроксидом меди(II) уравнения1),CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO42).HCOOH + 2Сu(OH)2 →3H2O + CO2↑+Сu2O ↓ « вскипание», кирпично- красный осадок3).2 Сu +O2 → 2СuO 4).C2 H5 OH + СuO → CH3COH ↑+ Сu + H2O Резкий запах альдегида ВАРИАНТ 2 матрица{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Реагент/реактивСu(OН)2 без нагревания Сu(OН)2 c нагреванием№ пробиркиC6 H12 O6 темно-синий прозрачный растворкирпично- красный осадок № …C 3H8 O3 темно-синий прозрачный раствор-_№ … Вариант 2 (пошаговая инструкция к выполнению)1. сделаем пробы !!!!2.получим гидроксид меди (II) –Cu(ОН)2для этого прильём к CuSO4 NaOH или КОН3.добавим гидроксид меди (II) в обе пробирки с пробами4.Наблюдаем тёмно-синий прозрачный раствор Качественная реакция на многоатомные спирты ( и глицерин и глюкоза) Вариант 2 продолжение5.Нагреем обе пробирки с тёмно-синим прозрачный раствором6.В пробирке с глюкозой появляется кирпично-красный осадок закиси меди Cu2о7.значит в другой пробирке глицерин8. запишем № пробирок Качественная реакция на альдегидную группу ( глюкоза) ВАРИАНТ 2 уравнения1).CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO42).С H2OH- (CH OH)2-CH OH-CH OH-COH+ Сu(OH)2 ↓ → С H2OH- (CH OH)2-(CH O)2 Cu-CH O +2 H2O3). С H2OH- (CH OH)4-COH +2 Сu(OH)2 → Сu2O ↓ + С H2OH- (CH OH)4-COOH + 2 H2O4). С H2OH- CH OH-CH2OH + Сu(OH)2 → С H2OH- CH O-CH2O + 2 Н2О \ | Сu ВАРИАНТ 3 матрица{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Реагент/реактивСu(OН)2 с нагреванием№ пробиркибелок фиолетовое окрашивание № …HCOH кирпично- красный осадок№ … Вариант 3 (пошаговая инструкция к выполнению)1. сделаем пробы !!!!2.получим гидроксид меди (II) –Cu(ОН)2для этого прильём к CuSO4 NaOH или КОН3.добавим гидроксид меди (II) в обе пробирки с пробами4.подогреем 5.Наблюдаем фиолетовое окрашивание в пробирке с белком Биуретовая реакция на белок Вариант 3 продолжение6.значит в другой пробирке альдегид, т.к. появился кирпично-красный осадок закиси меди Cu2о7. запишем № пробирок Вариант 3 качественная реакция на альдегид уравнения1).CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO42).HCOH + 2Сu(OH)2 → HCOOH + Сu2O ↓+2 H2O3). Белок + Сu(OH)2 → фиолетовое окрашивание ВАРИАНТ 4 матрица{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Реагент/реактивСu(OН)2 без нагревания йод№ пробирки(C6 H11 O5) n крахмальный клейстер Синее окрашивание № …C 3H8 O3 глицерин темно-синий прозрачный раствор-№ … Вариант 4 (пошаговая инструкция к выполнению)1. сделаем пробы !!!!2.получим гидроксид меди (II) –Cu(ОН)2для этого прильём к CuSO4 NaOH или КОН3.добавим гидроксид меди (II) в обе пробирки с пробами 4.наблюдаем тёмно-синий прозрачный раствор в пробирке с глицерином Качественная реакция на многоатомные спирты продолжение5.значит в другой пробирке крахмал .6. сделаем новую пробу !!!!7.докажем это с помощью качественной реакции с йодом, увидим синее окрашивание. 8.запишем № пробирок Качественная реакция на крахмалДобавим йод увидим синее окрашивание уравнения1).С H2OH- CH OH-CH2OH + Сu(OH)2 → С H2OH- CH O-CH2O + 2 Н2О \ / Сu2).(С6 H10O5) п + I 2 → синее окрашивание крахмал Задача № 2С помощью одного реактива докажите, что глюкоза является веществом с двойственной функцией Качественная реакция на многоатомные спирты Взаимодействие с гидроксидом меди решение1).CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO4Глюкоза- многоатомный спирт2).С H2OH- (CH OH)2-CH OH-CH OH-COH+ Сu(OH)2 → С H2OH- (CH OH)2-(CH O)2 Cu-CH O +2 H2OГлюкоза- альдегид3). С H2OH- (CH OH)4-COH +2 Сu(OH)2 → Сu2O ↓ + С H2OH- (CH OH)4-COOH + 2 H2O Задача № 4Докажите опытным путём, что картофель и белый хлеб содержат крахмал, а спелое яблоко- глюкозу . глюкоза крахмал Добавить йод решение1).CuSO4 + 2 KOH → Сu(OH)2 ↓ +K2SO42).С H2OH- (CH OH)2-CH OH-CH OH-COH+ Сu(OH)2 → С H2OH- (CH OH)2-(CH O)2 Cu-CH O +2 H2O3). С H2OH- (CH OH)4-COH +2 Сu(OH)2 → Сu2O ↓ + С H2OH- (CH OH)4-COOH + 2 H2O4).(С6 H10O5) п + I 2 →синее окрашивание крахмал СПАСИБО ЗА РАБОТУСОГЛАСНО ПРАВИЛАМ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ! О.А. Используемые источники1. Учебник О.С. Габриелян базовый уровень2. Учебное электронное издание Химия( 8-11 класс) Виртуальная лаборатория 2004г Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ3. pixabay. com Химические картинки и рисунки